Ценовая дискриминация

Государственное регулирование естественных монополий

В условиях совершенной конкуренции фирма, желающая максимизировать прибыль, расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства Sпред и Впред. Монополист руководствуется тем же правилом, но объем производства при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции (Vм < Vск), а цена выше, чем в условиях конкуренции (Цм > Цск) (рис. 15.12). В этом состоят негативные экономические последствия монополии для общества.

Vпр
С
Впред
Vм
Е
Рисунок 15.12
Е1
С
>
Цм
S
Sпред
Е2
Цск
Vск

Чтобы снизить негативное влияние монополий, государство занимается регулирование естественных монополий, т.е. отраслей, где конкуренция технологически и экономически затруднена (например, энергетики, транспорта). Целью государственного регулирования монополий является добиться эффективного распределения ресурсов. Наибольшей эффективностью в распределении ресурсов обладает совершенная конкуренция, поэтому цена, соответствующая этой модели рынка (Цск), называется «общественно оптимальной». Но, устанавливая такую цену на продукцию монополиста, государство спровоцирует убытки у монополии. Чтобы не допустить этого, государство устанавливает цену Цфикс(на уровне себестоимости), покрывающую издержки монополии (рис. 15.13); эту цену называют «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль».

Vпр
С
Впред
Vм
Е
Рисунок 15.13
Е1
С
>
Цм
S
Sпред
Е3
Цфикс
Vфикс

Таким образом, результатами государственного регулирования являются:

цена (Цфикс), которая ниже монопольной цены Цм;

объем производства Vфикс, который выше, чем назначаемый монополистом объем Vм.

Власть монополиста над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше возможностей для установления высоких цен у фирмы-монополиста. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок: продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Такая практика продажи называется ценовой дискриминацией. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».

Почему фирмы в определенных обстоятельствах используют ценовую дискриминацию? Дело в том, что понижение цены можно привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Но провести это снижение цен нужно так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали продукцию по высоким ценам (и даже более высоким, чем до дискриминации), не «перебежав» на более дешевый рынок. Фирма увеличит свою прибыль, если разделит рынок: более богатым покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия, а более бедным – ниже этой цены.

Если монополист установит на всех рынках одинаковую цену, его предельная выручка от дополнительной продажи товаров на одном изолированном рынке окажется больше, чем на другом. Это будет происходить из-за различной эластичности спроса на продукцию монополиста на различных рынках.

Но когда фирма-монополист установит разные цены на изолированных рынках, то она сможет продавать меньше продукции (но по высоким ценам) на одном рынке и больше продукции (но по низким ценам) на другом. На рынках с низкой эластичностью спроса потребители не откажутся от покупок, если даже цены повысятся. На рынках с высокой эластичностью спроса потребители активно реагируют на снижение цены. Монополист устанавливает объемы продаж на таком уровне, что предельный доход от реализации дополнительной единицы продукции на всех рынках будет одинаков.

Самая сложная проблема ценовой дискриминации – надежно отделить один рынок от другого (т.е. «дешевый» от «дорогого» рынка). Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке.

Поясним идею ценовой дискриминации графически. На рис. 15.14 показаны рынки с ценовой дискриминацией. Эти два графика как бы повернуты друг к другу «спиной», чтобы нагляднее была видна взаимосвязь между ними. Линия предельных издержек проходит через оба этих графика, что отражает неизменный уровень издержек при продаже продукции по разным ценам.

Vпр
Sпред
Vпр
Ц0
Впред
V0
С
С
15.14-в
Ц2
Впред
V2
С2
С2
15.14-б
 
Рис. 15.14
Vпр
Ц1
Впред
V1
С1
С1
Sпред
15.14-а
 
 

На рис.15.14-а фирма устанавливает высокую цену Ц1 и продает продукцию V1 покупателям с низкой эластичностью спроса. Это «дорогой» рынок. Валовая выручка фирмы – заштрихованный прямоугольник – 1.

В случае рынка б (рис.15.14-б) фирма устанавливает низкую цену Ц2 и продает продукцию V2 покупателям с высокой эластичностью спроса. Это – «дешевый» рынок. Валовая выручка фирмы и на этом графике – заштрихованный прямоугольник – 2.

Суммарная валовая выручка фирмы – сумма прямоугольников 1 и 2. Эта валовая выручка от ценовой дискриминации оказывается выше, чем на едином, неразделенном рынке (рис.15.14-в). На этом неразделенном рынке фирма устанавливает цену Ц0 и продает продукции V0. Валовая выручка – заштрихованный прямоугольник 3, который оказывается меньше суммы прямоугольников 1+2.

Для большей наглядности можно совместить на одном графике кривые спроса рис.15.14-а и рис.15.14-б (рис. 15.15).

Vпр
Рынок 1
Рынок 2
С1
С1
С2
С2
А
Ц
Рис. 15.15 Кривая спроса монополиста, практикующего ценовую дискриминацию

Вертикаль делит единый рынок монополиста на рынок 1 и рынок 2. Кривая спроса монополиста, практикующего ценовую дискриминацию, будет иметь вид «ломаной кривой» С1АС2. Отрезок С1А – кривая низкоэластичного спроса на «дорогом» рынке 1. Отрезок АС2 – кривая высокоэластичного спроса на «дешевом» рынке 2. На рынке 1 монополист будет устанавливать высокие цены, на рынке 2 – более низкие. Чем выше умение продавца различать группы покупателей с разной эластичностью спроса и надежнее способ отделения «дорого» рынка от «дешевого», тем больший доход он будет получать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: