Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Поведение фирмы в условиях олигополии

Если в отрасли всего несколько фирм, производящих либо стандартизированный продукт (например, сталь, алюминий), либо дифференцированный (например, автомобили), то ее называют олигополией.

Как уже отмечалось выше важнейшей характерной чертой олигополии является всеобщая зависимость фирм друг от друга. Следствием этого является необычная кривая спроса, имеющая вид «ломанной кривой» (рис. 15.16).

Ц, S, Sпред, Впред
Цол
Vол
Впред1
Sпред
С
С1
Е
А
В
Vпр
Рисунок 15.16
Впред

Нанесем на график кривые предельных издержек и предельной выручки. Кривая предельных издержек возрастает. Кривая предельной выручки имеет своеобразную конфигурацию и состоит из трех отрезков: Впред, ВА, Впред1.

В левой части (отрезок Впред) предельная выручка очень велика; это означает, что доход будет быстро потерян, если фирма станет двигаться вверх по очень эластичной части кривой спроса.

В правой части (отрезок Впред1) предельный доход значительно меньше. Это означает, что лишь небольшая дополнительная выручка может быть получена при движении вниз по менее эластичному отрезку кривой спроса.

Существующие различия в эластичности спроса на продукцию олигополиста приводят к тому, что кривая предельной выручки имеет разрыв, представленный вертикальным отрезком АВ. В пределах этого отрезка кривая предельных издержек может смещаться и вверх, и вниз, но это не повлияет на уровень сложившейся олигопольной цены Цoл: пересечение вертикального отрезка предельной выручки и кривой предельных издержек все время будет происходить на одном и том же уровне (Цoл) и неизменном объеме выпуска продукции (Voл).

Большинство реально существующих отраслей занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией. Очень часто имеет место монополистическая конкуренция, т.е. ситуация, когда в отрасли десятки фирм, производят дифференцированный продукт, не вступая между собой в тайные союзы.

В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может быть как прибыльной (рис. 15.17а), так и убыточной (15.17б).

Vпр
С
Впред
Vмк
Рис. 15.17 Фирма – монополистический конкурент в краткосрочном периоде
С
Цмк
S
Sпред
Ц
а)
S
Sпред
С
С
Впред
Vмк
Vпр
Цмк
S
S
Ц
б)

В первом случае в отрасль начнут вступать другие фирмы, желая повторить успех прибыльной компании. Из-за этого спрос на товар данной фирмы снизится и, кроме того, кривая спроса займет более горизонтальное положение, т.к. число конкурентов возросло. В результате притока новых фирм экономическая прибыль будет сведена к нулю.

Во втором случае убыточная работа вынудить некоторые компании покидать отрасль. Это повысит спрос на товар данной фирмы, т.е. кривая спроса поднимется вверх и угол ее наклона станет круче. Из-за оттока фирм и в этом случае экономическая прибыль станет нулевой в долговременном периоде.

Sпред
Впред
S
Ц, S, Sпред, Впред
Vпр
 
Рис. 15.18 Фирма - монополистический конкурент в долговременном периоде
С
С
Цмк
Vмк

По сравнению с совершенной конкуренцией при монополистической конкуренции производится меньший объем продукции Vмк< Vск, а цена выше Цмк > Цск (рис. 15.19).

Sпред
Впред
S
Ц, S, Sпред, Впред
Vпр
 
Рисунок 15.19
С
С
Цмк
Vмк
Цск
Vск

Однако этот недостаток монополистической конкуренции перекрывается таким важным ее преимуществом, как способность производить разнообразнейшие товары и услуги, удовлетворяя потребности покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: