Варианты, характеристики спроса
Эластичность спроса и предложения
Тема 4.
Изложенные элементы теории спроса и предложения позволяют понять на качественном уровне изменения, которые возникают при изменении условий спроса/предложения. Тема оценки эластичности позволяет оценить размеры изменений, чувствительность спроса/предложения к ряду факторов.
Эластичность — это мера реагирования одной переменной в процентах в ответ на изменение другой переменной в процентах.
Прямая эластичности спроса по цене. Степень реакции величины спроса на изменение цены во-первых, различна для разных товаров и во-вторых, для одного и того же товара в различных диапазонах изменения цены. Для измерения степени воздействия изменения цены на количество покупаемого товара применяется показатель «коэффициент прямой эластичности спроса». Обозначается как Ed и рассчитывается как отношение процентного изменения количества товара к процентному изменению цены.
Ed = %∆Q/%∆P = |(∆P/P) * (∆Q/Q)|
|
|
Коэффициент всегда отрицателен, поэтому значение берется по модулю.
Использование процентных отношений, а не абсолютных позволяет исключить представление об эластичности под воздействием выбора единицы измерения.
Внимание, это наглядно, но очень условно.
- Итак, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества покупаемого товара, то спрос эластичен. *график*. Коэффициент > 1.
- Если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества покупаемого товара, то спрос неэластичен. *график 4.2* При неэластичном спросе коэффициент < 1.
- Если данное процентное изменение цены ведет к такому же процентному изменению количества покупаемого товара, то это спрос с единичной эластичностью. *график 4.3* Коэффициент эластичности == 1.
- Если данное процентное изменение цены не приводит ни к какому изменению в количестве покупаемого товара, то это совершенно неэластичный спрос. *график 4.4*. Таков спрос на незаменимые товары.
- Если незначительное изменение цены ведет к безграничному расширению покупки — это совершенно эластичный спрос. *график 4.5*. Потребители не желают платить больше за любое количество товара. Таков характер спроса на продукт отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции. Коэффициент эластичности при этом будет бесконечен.
Использование эластичности для оценки в изменениях расходов потребителей и доходов производителей.
Оценить спрос можно, проследив за изменениями в этой сумме денег, которую потребители уплачивают производителю за товар в результате изменения цены. (Валовые расходы потребителей == валовые доходы производителей). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. *смотри график 4.1* Прирост количества компенсирует потери от снижения цены товара. По закону спроса — цена снижается, количество возрастает, но спрос эластичен. Поэтому, темп увеличения количества будет больше темпа снижения цены. Если спрос эластичен, возрастание цены ведет к сокращению общей выручки. Нарастающая цена не перекроет потери от снижения количества. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки. Нарастающее количество не компенсирует потери от снижения цены. Темп возрастания количества меньше темпа снижения цены. В случае единичной эластичности увеличение/уменьшение цены оставит общую выручку неизменной. *смотри график 4.3*
|
|
Лекция 7.
Свойство эластичности и особенности рассчета прямой эластичности спроса по цене.
I.
Цена | Количество |
Рассчитаем эластичность.
Ed = | (Q2 — Q1)/(P2 — P1) * (P1/Q1) |
В зависимости от того, какая комбинация цены и количества выбраны как исходное, базовое, получим различные величины степени эластичности. Дело в том, что используемая формула — это формула точечньй эластичности, для одной-единственной точки на кривой спроса.
Для получения общего ответа, а также в случае большого диапазона изменения цены, применяется формула дуговой эластичности цены. Используется правило средней, или центральной, точки интервала, что было предложено экономистом и математиком Алланом.
Эластичность на интервале (Ed с дугой наверху):
Ed = (Q2 — Q1) / ((Q1 + Q2)/2): (P1 — P2) / ((P1 + P2)/2)
Ed = | (Q2 — Q1)/(P2 - P1) * (P1 + P2)/(Q1 + Q2) |
Наклон кривой не может служить надежным основанием для суждения об эластичности. Наклон определяется абсолютными изменениями цены и количества, а эластичность — процентными, или относительными, изменениями цены и количества.
Для большинства кривых спроса, спрос эластичен на отрезке высоких цен и неэластичен на отрезке низких цен.
Посередине графика — единичная эластичность.
Основные факторы прямой ценовой эластичности спроса.
- Наличие товаров-заменителей (субститутов), чем больше у данного товара хороших заменителей, тем спрос на этот товар эластичнее.
Отсюда следует, что спрос на продукцию одной фирмы более эластичен, чем в целом спрос на данный рыночный продукт.
- Фактор времени. В долговременном периоде, спрос более эластичен, чем в краткосрочном. Т.к. потребитель успевает приспособиться к изменению цены — реакция выше.
- Место, или удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельынй вес занимает товар в бюджете потребител, тем спрос на него эластичнее.
- Принадлежность товара к предметам роскоши или к предметам первой необходимости. Спрос на товары роскоши эластичнее.
II. Перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам.
Перекрестная эластичность спроса по цене на данный товар позволяет оценить изменение спроса при изменении цен других товров.
EaPb = %∆Qa / %∆Pb = (Qa2 — Qa1) / (Pb2 — Pb1) * Pb1/Qa1
Коэффициент связан с понятиями «взаимозаменяемые» и «взаимодополняемые товары», позволяет количественно охарактеризовать.
Если коэффициент >0, то товары — взаимозаменяемы. Они конкурируют на рынке, соответственно, повышение цены на один товар, ведет к увеличению покупок другого товара.
Если коэффициент <0, то это взаимодополняющие товары. Товары используются совместно, соответственно, спрос на них предъявляется практически одновременно, соответственно, повышение цены на один товар вызывает сокращение покупок другого товара.
|
|
Если коэффициент =0, то это независимые товары.
Эластичность спроса по доходам.
Эластичность спроса по доходам позволяет измеритьь реакцию спроса, количество покупок в ответ на изменения доходов потребителей.
EI = %∆Q / %∆I = (Q2 — Q1) / (I2 — I1) * I1/Q1
Прямая эластичности спроса по доходам связана с понятиями «нормальные товары» и «товары низшей категории». Товары, приобретение которых возрастает по мере роста доходов потребителей, называются нормальными товарами или товарами высшей категории.
Если EI>0, то это нормальные товары — спрос и доход изменяются в одном и том же направлении.
Если EI<0, то это товары низшей категории — количество покупок сокращается по мере роста доходов потребителей.
Надо иметь в виду, что нет четкой грани между товарами высшей и низшей категорий. Товары относятся к той или иной группе в зависимости от доходов потребителей. Например, товары second hand.
Данный показатель эластичности спроса по доходам имеет важное практическое значение: он позволяет не только анализировать рынок данного товара, но и прогнозировать перспективы развития отрасли.
Например, высокая эластичность спроса на автомобили свидетельствует о значительных перспективах развития данной отрасли.
При изучении спроса на конкретный товар рассматриваются все 3 вида эластичности, в значительной мере они взаимосвязаны. Ряд факторов, определяющих эластичность спроса по цене, определяет эластичность спроса по доходам. В свою очередь, деление товаров на высшую и низшую категории свидетельствует о …
III. Эластичность предложения.
Эластичность предложений позволяет оценить реакцию величины предложения в ответ на изменение цены товара.
ES = %∆Q / %∆P
Процентное изменение количества товара на изменение цены товара. Коэффициент всегда положителен.
Различают варианты характеристики эластичности предложения:
- Если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества предлагаемого товара, то это — эластичное предложение.
- Если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества товара, то это неэластичное предложение.
- Если данное процентное изменение цены ведет к такому же процентному изменению количества товара, то это предложение с единичной эластичностью.
Различают 2 крайних варианта: совершенно неэластичное предложение (ES=0)и совершенно эластичное предложение (ES=unlim).
|
|
Факторы эластичности предложения:
- Мобильность ресурсов — это легкость переключения производственных ресурсов из одной сферы деятельности в другую.
- Фактор времени (основной фактор). Чем продолжительнее время, которым располагают производители, чтобы приспособиться к изменению цены, тем выше эластичность предложения.
Эластичность предложения и рыночный период.
Различают: мгновенный (кратчайший), краткосрочный и долговременный рыночные периоды. Это не строго определенное время, критерием является возможность изменения применяемых ресурсов, применяемых факторов производства.
- Кратчайший период — это период, в течение которого производитель не может изменить никакие из применяемых ресурсов. Это совершенно неэластичное предложение. Т.е. при увеличении цены, увеличение количества товара не произойдет за данный период.
- Краткосрочный период — это период, в течение которого могут быть изменены переменные факторы производства. Эластичность больше. Т.е. при увеличении цены, предложение все-таки возрастет за данный период.
- Долговременный период — это период, в течение которого можно изменить все ресурсы, факторы производства, в т.ч. производственных мощностей. Эластичность еще больше. Т.е. при увеличении цены предложение также можно значительно увеличить за данный период. Цена долговременного периода близка к цене мгновенного периода, но всегда будет немного превышать эту цену (т.к. большинство видов производств характеризуется ростом издержек при росте производственных мощностей).
23.10.08