Принципы информационного права

Особенности метода информационного права.

Методы информационного права складываются и зависят исключительно от того какого уровня у нас отношения:

1. аналоговые общ. отношения возник. по поводу форм информации;

2. цифровые общественные отношения по поводу электронной информации.

Информационное право заимствует методы из других отраслей права:

1. Публичный

2. Гражданско-правовой

3. комплексный.

Все отношения, которые складываются в сфере гражданско-правовых отношений – там диспозитивный метод (свобода выбора). Комплексные методы - тайна коммерческая тайна, особенно тогда, когда заключается договор о по поставкам товара, но отдельные виды товаров засекречиваются. Все определяется договором кому можно открыть конверт с информацией о засекреченном товаре. И если тайна нарушена, то в договоре оговаривается (оговорка) цена вопроса, если передается 3-м лицам, то следует наказание, а оно может быть очень суровым. Охрана персональных данных аналогично (может оговариваться в трудовом договоре).

Для второго уровня используется «технологический» метод информационного права. Он складывается из трех групп норм:

1. организационные

2. правовые нормы

3. технологические нормы.

Требуется наличие специальных программ. Правила нужно изучать и применять. Все отношения связанные с сетевым доступом определяются технологическим методом. В сфере государственного управления также это используется.

ВЫВОД: Если первого уровня общественных отношений применяются традиционные методы, заимствованные из иных отраслей права, то для второго уровня используется технологический метод, в этом и заключается предмет.

Принципы это основополагающие отношения начала идеи и даже смыслы правового регулирования. Принципы определят основные фундаментальные конструкции, на принципах держится весь костяк информационной сферы.

1. Конституционные принципы. Они закреплены в конституции.

a. принцип свободы информации. Свободно искать получать передавать производить и распространять информация любым законным способом. В п.2 ст. 24 КРФ определяются обязанности государственных органов и органов местного самоуправления предоставлять каждому для ознакомления документы и материалы, непосредственно затрагивающие его права и свободы. Эта норма носит прямой регулирующий характер.

b. Принцип законности ст. 1 и 4. Законность наиболее емкое состояние насыщенное правовым содержанием. Состоит из:

i. Верховенство Конституции и закона

ii. единство понимания закона, исполнения и применения закона всеми и на всей территории РФ.

Субъекты федерации наделены правом принимать НПА для определения правового статуса информации субъектов федерации, но не федеральной.

c. Взаимное уважение прав человека п. 3 ст. 17 Сформулированная жесткая конструкция: осуществление прав и свобод одного, не должно нарушать права и свободы других.

d. Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24 КРФ). Сбор хранение, использование распространение информации о частной жизни не допускается без согласия самого лица, это строго императивные нормы.

2. Отраслевые принципы. Закреплены в нормах и нормативных документах информационного права

a. Принцип баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Этот принцип закреплен в тексте доктрины информационной безопасности. Это равновесие потребностей конкретной личности, общества, государства. Интересы личности:

Прежде всего, они проявляются в реализации конституционной свободы

1. информации и обеспечению доступа к информации

2. духовное развитие личности

3. проявление в защите персональной информации, которая обеспечивает личную неприкосновенность.

Общественные интересы:

1. упрочение демократических начал в обществе. Прежде всего это проявляется в деятельности СМИ

2. общественное согласие в стране

Интересы государства:

1. создание и обеспечение не только собственных государственных потребностей, но и обеспечение интересов общества и личности.

2. Укрепление конституционных основ государственного строя, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Для того чтобы было равновесие между этими интересами они должны закрепляться законодательно, а не просто декларироваться.

b. принцип открытости информации и ограничения доступа к ней. Здесь нужно говорить не о балансе, а о гармонии, о гармоничном соотношении закрытой части информации и открытой её части. Этот принцип воплощается в ФЗ о государственной тайне, в ФЗ о персональных данных, в ФЗ о коммерческой тайне.

c. Разумно-допустимая технологическая зависимость правового обеспечения в информационной сфере. Иначе говоря, он называется принцип технологической зависимости. Принцип этот проявляется в создании наиболее оптимальных условий использования технических и технологических терминов в формулировании правовых норм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: