Особенности метода информационного права.
Методы информационного права складываются и зависят исключительно от того какого уровня у нас отношения:
1. аналоговые общ. отношения возник. по поводу форм информации;
2. цифровые общественные отношения по поводу электронной информации.
Информационное право заимствует методы из других отраслей права:
1. Публичный
2. Гражданско-правовой
3. комплексный.
Все отношения, которые складываются в сфере гражданско-правовых отношений – там диспозитивный метод (свобода выбора). Комплексные методы - тайна коммерческая тайна, особенно тогда, когда заключается договор о по поставкам товара, но отдельные виды товаров засекречиваются. Все определяется договором кому можно открыть конверт с информацией о засекреченном товаре. И если тайна нарушена, то в договоре оговаривается (оговорка) цена вопроса, если передается 3-м лицам, то следует наказание, а оно может быть очень суровым. Охрана персональных данных аналогично (может оговариваться в трудовом договоре).
Для второго уровня используется «технологический» метод информационного права. Он складывается из трех групп норм:
1. организационные
2. правовые нормы
3. технологические нормы.
Требуется наличие специальных программ. Правила нужно изучать и применять. Все отношения связанные с сетевым доступом определяются технологическим методом. В сфере государственного управления также это используется.
ВЫВОД: Если первого уровня общественных отношений применяются традиционные методы, заимствованные из иных отраслей права, то для второго уровня используется технологический метод, в этом и заключается предмет.
Принципы это основополагающие отношения начала идеи и даже смыслы правового регулирования. Принципы определят основные фундаментальные конструкции, на принципах держится весь костяк информационной сферы.
1. Конституционные принципы. Они закреплены в конституции.
a. принцип свободы информации. Свободно искать получать передавать производить и распространять информация любым законным способом. В п.2 ст. 24 КРФ определяются обязанности государственных органов и органов местного самоуправления предоставлять каждому для ознакомления документы и материалы, непосредственно затрагивающие его права и свободы. Эта норма носит прямой регулирующий характер.
b. Принцип законности ст. 1 и 4. Законность наиболее емкое состояние насыщенное правовым содержанием. Состоит из:
i. Верховенство Конституции и закона
ii. единство понимания закона, исполнения и применения закона всеми и на всей территории РФ.
Субъекты федерации наделены правом принимать НПА для определения правового статуса информации субъектов федерации, но не федеральной.
c. Взаимное уважение прав человека п. 3 ст. 17 Сформулированная жесткая конструкция: осуществление прав и свобод одного, не должно нарушать права и свободы других.
d. Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24 КРФ). Сбор хранение, использование распространение информации о частной жизни не допускается без согласия самого лица, это строго императивные нормы.
2. Отраслевые принципы. Закреплены в нормах и нормативных документах информационного права
a. Принцип баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Этот принцип закреплен в тексте доктрины информационной безопасности. Это равновесие потребностей конкретной личности, общества, государства. Интересы личности:
Прежде всего, они проявляются в реализации конституционной свободы
1. информации и обеспечению доступа к информации
2. духовное развитие личности
3. проявление в защите персональной информации, которая обеспечивает личную неприкосновенность.
Общественные интересы:
1. упрочение демократических начал в обществе. Прежде всего это проявляется в деятельности СМИ
2. общественное согласие в стране
Интересы государства:
1. создание и обеспечение не только собственных государственных потребностей, но и обеспечение интересов общества и личности.
2. Укрепление конституционных основ государственного строя, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Для того чтобы было равновесие между этими интересами они должны закрепляться законодательно, а не просто декларироваться.
b. принцип открытости информации и ограничения доступа к ней. Здесь нужно говорить не о балансе, а о гармонии, о гармоничном соотношении закрытой части информации и открытой её части. Этот принцип воплощается в ФЗ о государственной тайне, в ФЗ о персональных данных, в ФЗ о коммерческой тайне.
c. Разумно-допустимая технологическая зависимость правового обеспечения в информационной сфере. Иначе говоря, он называется принцип технологической зависимости. Принцип этот проявляется в создании наиболее оптимальных условий использования технических и технологических терминов в формулировании правовых норм