Информационный материал. 1. Перечислите базовые принципы, лежащие в основе методологии проектирования информационных технологий и раскройте их содержание

Основные понятия

Экономическая информация

Контрольные вопросы

1. Перечислите базовые принципы, лежащие в основе методологии проектирования информационных технологий и раскройте их содержание.

2. Какие параметры отражает качественная оценка информационных технологий? Количественная оценка?

3. Назовите этапы проектирования информационных технологий и раскройте их содержание.

4. В чем суть процесса оптимизации технологического процесса? Приведите пример критериев оптимизации, обоснуйте целесообразность их применения в том или ином случае.

5. Назовите требования, предъявляемые к технологии диалогового решения. Поясните их.


Энтропия - мера неопределенности; универсальная мера неупорядоченности, неорганизованности, хаоса.

Негэнтропия – мера упорядоченности.

Вероятность – относительная частота определенного исхода события из множества возможных.

Понятие - это наименьшая единица отражения, на основе которых строятся модели отображаемых объектов и процессов.

Эффективность профессиональной деятельности в немалой степени зависит от уровня организации информационных процессов. С целью повышения уровня организованности необходимо понимание природы информации и специфики информационных процессов, протекающих в экономике.

В зависимости от области знания различаются подходы к определению понятия информации. У всех существующих понятий есть общее свойство: они обозначают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов. Однако, при постановке задачи оптимизации профессиональной деятельности экономиста, т.е. с целью оптимизации информационного обеспечения решения профессиональных задач, такое понимание информации как «сообщение», «сведение», «знания», «данные», обнаруживает ряд недостатков. Целью оптимизации информационного обеспечения профессиональной деятельности экономиста не может быть выдача возможно большего количества документов, страниц, показателей. Лаконичный, но грамотно составленный документ может быть содержательнее многих обширных докладов и отчетов. Взяв ряд исходных абсолютных показателей, мы можем получить из них множество производных, однако увеличение числа последних не будет отражать прирост полезных знаний, который могут обеспечить эти показатели. Сообщения или данные характеризуются содержанием, от которого зависит их сравнительная ценность, ради чего они собираются, обрабатываются и передаются.

Человек познает окружающий мир посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Образ объекта в сознании индивида суть информационная модель объекта (субъективное отражение свойств и характеристик объекта). Состояния объектов, их связей и взаимодействий между собой в конкретный момент времени, фиксируемые индивидом посредством органов чувств, приборов и т.д. - данные.

В профессиональной деятельности специалисты используют те или иные данные, которые приобретают личностную (по отношению к специалисту) значимость. Данные, используемые в процессе решения конкретной задачи, становятся информацией (суть прагматической значимости информации). Степень информативности данных определяется тем, насколько полно (с позиции семантической значимости) и эффективно (с точки зрения затрат времени, усилий и средств) они обеспечивают процесс принятия решения.

Информация есть всеобщее, универсальное свойство материи, выражающее характер и степень ее упорядоченности.

Изменению представлений об информации способствовало возникновение «статистической» теории информации. К. Шеннон и Н. Винер предложили меру количества информации и исследовали ее свойства, положив в основу понятия вероятности и неопределенности.

Некоторое событие, имеющее конечное число возможных исходов, характеризуется неопределенностью, зависящей от числа возможных исходов и вероятности каждого из них. Неопределенность одного исхода может измеряться логарифмом его вероятности, а для события в целом была предложена мера неопределенности, называемая энтропией.

H()=p (Ai) log p (Ai)

где - событие;

Ai – любой из возможных исходов события ;

p (Ai) - вероятность исхода Ai;

к - вероятность возможных исходов.

Если log p (Ai) – измеряет неопределенность одного исхода, то энтропия события имеет смысл средней взвешенной неопределенности всех исходов с весами p (Ai)

Энтропия как мера неопределенности характеризуется следующими свойствами:

· При заданном количестве возможных исходов энтропия достигает максимума, если все исходы равновероятны, и минимума, если вероятность одного из исходов стремиться к единице;

· Энтропия двух независимых событий равно сумме каждого из них.

· Если события взаимозависимы, т.е. исход одного влияет на исход другого, то энтропия этих событий равна сумме условной энтропии второго (зависимого) события при условии совершения первого и энтропии первого события.

На основании введенной меры неопределенности введена мера количества информации, которая в теории информации трактуется как мера устранения или уменьшения неопределенности при совершении какого-либо события.

Количество информации об исходе Ai полученное при совершении события , будет равно:

I(Ai)=log p1 (Ai)- log p0 (Ai)= log

Если событие имело исход Ai, то p1 (Ai)=1, а значит

I(Ai)=log=- log p0 (Ai)

Отсюда следует, что чем больше вероятность исхода до осуществления события, тем меньше количество информации, получаемое после его осуществления, и наоборот. Чем более неожиданно сообщение, тем менее оно вероятно, тем больше информации оно содержит.

Если отдельный исход Ai события доставляет количество информации

I(Ai)=log p1 (Ai)- log p0 (Ai),

то среднее количество информации, доставляемое совершением относительно события , равно:

I()=H()-H()

где H() - энтропия события ;

H() - условная энтропия события при условии совершения события ;

Данные выражения фиксируют количественное (операционное) определение информации как меры уменьшения неопределенности, лежащее в основе статистической теории информации, характеризуя меру того нового, что узнаем о вероятном исходе некоторой абсолютной информации события, когда становится известным исход другого события, связанного с первым.

Чаще всего данное событие интересует нас как источник информации о других, связанных с ним событиях, о которых мы не все знаем. Организуя наблюдения за экономическими процессами, ведя их учет, мы тем самым целенаправленно организуем опыты (события), позволяющие получить информацию о других процессах, которые нельзя прямо наблюдать либо потому, что они не лежат на поверхности явления, либо поскольку им только предстоит совершиться.

Информацию содержат не всякие сообщения, сведения, данные, а лишь те, которые уменьшают неопределенность в отношении исхода интересующих нас событий. Иначе говоря, информацию содержат лишь вновь полученные сведения.

Сформулированная выше мера информации основана на статистической вероятности, понимаемой как относительная частота данного исхода из множества возможных при числе испытаний, стремящихся к бесконечности. Поэтому современную теорию информации и называют статистической. Эта теория полностью абстрагируется от содержания сообщения, а ценность их для определенного потребителя связана лишь с одним фактором - неожиданностью.

Рассмотренная мера информации не отвечает на вопросы о ее качественной природе, т.е. не позволяет дать содержательного определения информации. Предлагаются различные концепции, которые в той или иной мере позволяют объяснить природу информационных процессов в разных областях.

Согласно обычному представлению информация появляется лишь в общении между людьми и является порождением человеческого сознания. Информационные процессы имеют место в системах любой природы, как живой, так и неживой. Энтропия рассматривается при этом как универсальная мера неупорядоченности, неорганизованности, хаоса. Информация противостоит энтропии, противодействует ее возрастанию и характеризует увеличение организованности. Она при этом как бы накаливается и закрепляется в совокупности упорядоченных отношений между их элементами.

Отражение как атрибут материи проявляется во взаимодействии материальных объектов, когда воздействие одного объекта воспроизводит в другом те или иные свойства первого. На высших уровнях организации отражения (у человека) она проявляется в способности формировать абстрактные понятия, фиксировать сложные ассоциативные связи между ними, строить из понятий суждения и другие чрезвычайно сложные модели реальных ситуаций.

Как и вещественно-энергетические процессы, отражение характеризуется разнообразием. Но на уровне вещественно-энергетических процессов мерой разнообразия служит энтропия. Ей противостоит мера упорядоченности, которую французский ученый Л. Бриллюэн предложил называть негэнтропией. На уровне же отражения, разнообразие обозначается понятием «шум», формально тождественным энтропии, но отличным от нее по природе. Точно так же различаются понятия негэнтропия и информация.

Упорядоченное отражение реального мира в сознании человека есть знание. Исходя из этого под информацией понимается приращение знаний определенного субъекта относительного отображаемого объекта, представляющего интерес в плане решения какой-либо задачи.

Знание, как форма упорядоченного отражения, имеет сильную иерархическую структуру.

Понятия, суждения, умозаключения и др. единицы отражения более высоких уровней вплоть до самых сложных моделей - это логические формы знаний. Между понятиями существуют сложные разнообразные отношения, образующие иерархическую структуру. По характеру этих отношений различают понятия конкретные (об объектах - имена) и абстрактные (признаки); единичные и общие; родовые и видовые и т.д. Под содержанием понятия понимается совокупность объектов, отраженных в данном понятии. Наиболее общие и абстрактные понятия имеют наибольший объем и наименьшее содержание. Из понятий строится суждение (высказывание), из суждения - умозаключение и т.д.

Необходимым элементом в процессе упорядочения отражения является некоторое физическое воздействие, направленное на отражающую систему и являющуюся материальным носителем информации. Такого рода физические воздействия называются сигналами.

В семиотике (науке о знаках) по способу передачи отражения различают следующие типы сигналов:

· сигналы - индексы - проявление естественных свойств их источников;

· сигналы-копии - воспроизводят внешнюю форму отражаемого объекта;

· условные или просто знаки - это сигналы, не являющиеся ни проявлением естественных свойств предметов, ни передающие их внешнюю форму, но способные быть носителями информации только в силу предварительной договоренности группы получателей и отправителей сигналов. Подавляющая масса информации в обществе собирается, передается, обрабатывается с помощью знаков.

Экономические данные есть не что иное, как знаковое представление различных сведений, из которых строится отображение экономических процессов. Изучать экономическую информацию - значит изучать знаки, посредством которых она представляется.

Знак всегда есть материальный объект, но не всякий материальный объект является знаком. Таковым он становится только в знаковой ситуации, которая характеризуется обязательным наличием следующих взаимосвязанных элементов:

Z - материальный объект, выполняющий функцию знака (обозначения)

а - объект, который обозначается знаком, называемый поэтому обозначаемым или предметным значением знака;

m - получатель знака, субъект, т.е. воспринимающая система, уровень организации которой позволяет воспринимать Z как обозначение а.

S - отражение а в памяти воспринимающей системы в форме понятий, суждений и других образцов, называемое смысловым значением или просто значением Z.

За этими элементами конкретной знаковой ситуации на втором плане всегда присутствуют:

Z (zZ) - система знаков или знаковая система, в которой имеется набор различных знаков и правила пользования ими, обеспечивающие посредством различия знаков возможность различать обозначаемые ими объекты;

А (аА) - совокупность отражаемых объектов, каждый из которых получает свое обозначение и по этому обозначению может различаться при передаче информации;

М (mМ) - множество субъектов взаимодействующих между собой и способных обмениваться информацией посредством обмена знаками, т.е. выступающих в роли получателей или отправителей информации;

S (sS) - множество понятий, суждений, образов, из которых в памяти обучающихся получателей и отправителей информации складывается отражение той или иной среды, в которой протекает их практическая деятельность.

Этот запас знаний в последнее время все чаще обозначают термином тезаурус (как название системного словаря понятий).

Получатель воспринимает информацию, если ему понятен смысл сообщения и его новизна по содержанию для конкретной ситуации (семантическая сущность информации). Получатель может быть не настроен на восприятие сообщения, если оно ему не нужно. В каждый конкретный момент времени получатель может априорно оценивать важность сообщений, при этом его восприимчивость к информации будет зависеть от их оценки. В связи с этим возникает проблема ценности информации и ее оценки. Неправильная оценка ценности данных может привести к тому, что информация, объективно весьма ценна для данного получателя, не будет воспринята. Это явление можно также трактовать как специфический шум, не тождественный, однако, физическому или семантическому шуму.

Подавляющая часть экономической информации хранится, передается и обрабатывается в форме знаков - алфавитных и цифровых символов, фиксируемых в различных документах и других сообщениях. Поэтому проблематика исследования системы экономической информации может быть очерчена достаточно полно в терминах теории знаковых систем - семиотике.

В рамках семиотики определилось три основных направления исследования информационных процессов.

1. Синтактика - изучает формальные свойства потоков информации; исследует отношения между знаками той или иной знаковой системы независимо от содержания и ценности информации, носителями которой эти знаки являются.

2. Семантика - изучает содержание и способы выражения информации. Поскольку содержанием информации является отображение в знаках и понятиях объектов и процессов реального мира, семантика изучает содержание информации, отвлекаясь в тоже время от ее ценности для различных потребителей.

3. Прагматика - изучает отношение между данными и их получателями; ее интересует влияние сообщения на поведение получателя, т.е. определяется ценность данных. Исследование экономической информации в прагматическом аспекте требует решения вопроса, связанного с отбором тех показателей, которые необходимы потребителю.

Прагматические исследования открывают путь к решению практически чрезвычайно важной проблемы рациональной организации системы информации. Суть которой состоит в том, чтобы, руководствуясь теми или иными критериями и, принимая во внимание возможности технических средств и др. ресурсов, используемых в процессе сбора и обработки данных, определить наилучшую конфигурацию потоков информации, наилучшее распределение функций по их получению и доставке потребителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: