Миссия и цели организации
Миссия организации-это её предназначение.
Значение миссии организации заключается в следующем:
· Миссия представляет собой базисную точку опоры для всех целей, задач и плановых решений организации.
· Миссия создаёт уверенность, что организация преследует ясные и непротиворечивые цели.
· Миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении и объединяет их.
· Миссия вызывает понимание и поддержку всех внешних организаций.
Примерная характеристика предназначения организации в обобщённом виде включает:
1. Предлагаемые услуги и продукты
2. Место и роль в системе рыночных отношений
3. Цели организации
4. Технологию(инновацию)
5. Философию(базовые взгляды, ценности, мотивации)
6. Внутреннюю концепцию
7. Внешний образ, имидж (ответственность перед партнёрами, потребителями, общества в целом)
Цели организации – это четко сформулированные желаемые результаты функционирования и развития организации, достигаемые за конечный период времени.
Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определённых целей.
Классификация.
Классификационный признак
Период установления
Группы целей
Стратегический(от 3 до 5)
Тактический
Оперативный
Содержание
Экономические
Научные
Социальные
Технические
Логические
Организационные
В области планирования
В области мотивации
В области координации
В области компьютера
Специфические функции управления
Производственные
Кадровые
Маркетинговые
Финансовые
В области сбыта, снабжения
Среда
Внутренняя
Внешняя
Приоритетность
Особо приоритетны
Приоритетны
Прочие
Измеримость
Количественная
Качественная
Повторяемость
Постоянные
Часто повторяющиеся
Разовые
Иерархия
Цели организации
Цели подразделений
Стадии жизненного цикла
Планирование и создание объекта
Рост объекта
Зрелость объекта
Завершение жизненного цикла объекта
Лекция 4
25/09/2012
Управленческие функции являются основой содержания деятельности системы управления. Состав и численность аппарата управления в целом, как и состав и численность входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями.
Функция – это обособленный, устойчивый, однородный вид деятельности.
Функции можно классифицировать по разным признакам:
ü Планирование
ü Организация
ü Мотивация
ü Координация
ü контроль
· Специфические функции управления
ü НИОКР
ü Снабжение
ü Финансы
ü Сбыт
ü Маркетинг
Взаимосвязь общих функций управления
Планирование Организация
Координация
Контроль Мотивация
Связь стратегического и оперативного специальных функций:
Планирование.
Функция процесса управления, по которой исходя из миссии и цели организации, определяются показатели развития и функции предприятия.
Одним из основных показателей функции предприятия является план производства продукции или предоставление услуг на определенный период.
Планирование классифицируется:
· По длительности действия
ü Стратегическое (5 лет и более)
ü Тактическое (квартал, полгода, год)
ü Оперативное (сутки)
· По качеству
ü Удовлетворительное
ü Оптимальное
ü Абсолютно гарантированное
· По специфическим функциям
ü Планирование снабжения
Организация.
Функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия или подразделения, или группы людей и обеспечения всем необходимым для выполнения намеченного плана.
Организация решает следующие вопросы:
· Каким образом структурировать работу предприятия или подразделения?
· Обеспечение ресурсами (трудовыми, материальными, информация) всех видов запланированных работ.
· Определение требований, квалификаций персонала и объёмов работ.
· Укрупнение выполняемых работ за год, которые закрепляются за отдельными подразделениями.
· Определение организационной структуры управления.
· Составление сетевого графика работ и осуществление диспетчеризации работ.
Мотивация.
Функция управления, задачей которой является повышение активности персонала для выполнения целей организации. Как функция управления, мотивация – это процесс стимулирования сотрудников к более качественному и эффективн
ому выполнению поставленных задач.
Классификация видов мотивации:
ü По способу вознаграждения
· Материальной
· Трудовой
· статусной
ü По форме стимулирования
· Индивидуальная
· Групповая
Огромное значение для достижения целей организации имеет использование функции мотивации. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.
Для осуществления мотивации прежде всего необходимо определить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей разделил на 5 групп по приоритетности их удовлетворения.
1. Физиологические (вода, еда, жилище).
2. Безопасность и уверенность в будущем. Защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворенны в будущем.
3. Социальные (социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка).
4. Уважение (самоуважение, личные достижения, уважение со стороны окружающих).
5. Самовыражение (реализация своих потенциальных возможностей).
Контроль.
Функция управления, задачей которой является оценка и учёт результатов работы организации. Главным инструментом контроля является наблюдение, проверка, анализ и учёт всех сторон деятельности организации. Контроль является элементом обратной связи, т.е. результаты контроля непременно сравниваются с планируемыми показателями и используются для корректировки планов.
Результат контроля – это фактический показатель.
Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать свои ошибки и сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они станут на пути достижения цели. Вместе с тем, контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна. Контроль выступает в виде фактора укрупления дисциплины и законности. При его помощи обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждение ошибок.
Координация.
Эта центральная функция управления, обеспечивающая непрерывность и бесперебойность управления. Главной задачей является достижение согласованной работы всех звеньев организации путём установления связей между этими звеньями.
Представляет собой процесс обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации для выполнения стоящих перед ней целей.
Она осуществляется на всех уровнях управления организацией. Чем выше степень разделения труда и тесная взаимосвязь подразделений, тем выше необходимость координации.
В организации с высокой степенью специализации и распределением обязанностей, возрастает значение функций координации.
Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, в сохранении и поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и необходимого состояния упорядоченности системы производства в случае отклонения от заданных параметров.
Цель координации – это установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласованности рабочих планов и графиков, внесение в них коррективов, увязки работы между исполнителями. Координацией охватываются общественные организации, что дает возможность сосредоточить силы на основных участках производства.
Функция координации охватывает всю систему управления, ее особенностью по отношению к другим функциям является то, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность действия всех других функций.