Организация и методы принятия решения
Процесс принятия решения включает в себя следующие стадии:
Выявление и определение проблемы
Поиск информации и альтернатив решения
Выбор среди альтернатив
Принятие решений
Необходимость принятия управленческого решения возникает при следующих условиях:
1. Существует разрыв между желаемым и фактическим уровнями развития.
2. Разрыв большой и заслуживает внимание
3. Лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв
4. Лицо уверено в возможностях сокращения разрыва
На первой стадии «выявления и определения» проблемы осуществляются в случаях, когда:
ü Эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом.
ü Результаты не соответствуют запланированным целям.
ü Результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.
Классификация решений, применяемых в организациях:
Критерии
Класс решений
Степень структурированности
Высокоструктурированные(запрограммированные)
|
|
Слабоструктурированные(не запланированные)
Содержание
Экономические
Социальные
Организационные
Технические
Научные
Функции управления(общие)
Плановые
Организационные
Решение функции мотивации
Решение функции координации
Решение функции контроля
Количество целей
Одноцелевые
Многоцелевые
Длительность …
Стратегические(долгосрочные)
Тактические(среднесрочные)
оперативные(краткосрочные)
Количество лиц, принимающих решения
Индивидуальные
Групповые
Уровень принятия решения
Организация в целом, структурах подразделений, функциональных служб, отдельных работников
Глубина воздействия
Одноуровневые
Многоуровневые
… решения
Внутри организации как системы
Выходящие за ее пределы
По спецификации
Финансовые
Сбытовые
НИОКР
Снабжение
Маркетинговые
производственные
02/10/12
Лекция 5
Решения можно разделить на 3 группы: удовлетворительные, оптимальные, квазиоптимальные.
Удовлетворительные решения – это первые решения задачи, которая удовлетворяет поставленным целям и условиям. Далее решение не ищут.
Оптимальное – это наилучшее решение из всех возможных вариантов решения задач. Оптимальное решение всегда связано с максимизацией и минимизацией целевых функций.
Квазиоптимальное решение – это решение, приближенное к оптимальному, но выбираемое из ограниченного количества вариантов.
Факторы, влияющие на принятие управленческих решений:
v Относительная значимость решения. Она определяется на основе следующих показателей:
o Количество идей, подвергшихся данному воздействию
|
|
o Количество затраченных средств на подготовку, принятие и реализацию управленческого решения.
o Степень влияния на основные показатели деятельности предприятия.
o Время, которое руководитель затрачивает на обоснование и принятие данных решений.
v Давление времени – это количество времени, затраченного руководителем на принятие управленческого решения. При нехватки времени (давление времени велико) руководитель не в состоянии получить достаточно полную информацию, необходимую для принятия решений и не имеет возможности рассматривать необходимое число альтернатив. В этом случае руководитель принимает удовлетворительное решение. В том случае, если времени много, то есть давление времени мало, руководитель может принимать квазиоптимальные или оптимальные решения.
v Уровень неопределенности знаний по состоянию объекта управления:
o Полная определенность (известна вся информация о состоянии объекта управления).
o Частичная неопределённость (т.е. информация об объекте управления неполная).
o Полная неопределенность (т.е. информация о состоянии объекта отсутствует).
В условиях определенности лицо, принимающее решение знает:
1. Всю информацию о состоянии управляемого объекта и информацию о воздействии внешней среды.
2. Все альтернативы решений.
3. Последствия принятия каждого из решений.
В условиях определенности используются в основном стандарты, оправдавшие себя на практике методом принятия управленческих решений.
В условиях частичной и полной неопределенности привлекается интуиция и творческие способности руководителя.
Чтобы снизить уровень неопределенности и ее влияние на принятие решений ЛПР (лицо, принимающее решения) использует следующие способы:
1. Снижение уровня неопределенности за счет получения информации о состоянии управляемого объекта.
2. Применение методов искусственного интеллекта для принятия управленческих решений.