Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Различают следующие виды факторного анализа:
- По форме воздействия факторов:
- детерминированный (функциональная, полная связь);
- стохастический (вероятностная, не полная) – по характеру устойчивости влияния.
- По последовательности проведения:
- прямой (дедуктивный – от общего к частному);
- обратный (индуктивный – от частного к общему) – по способу подхода.;
- По уровню глубины анализа:
- одноступенчатый;
- многоступенчатый.
- По времени охвата:
- статический (на определенную дату);
· динамический (в движении) – по фактору времени.
- По времени исследования:
- ретроспективный (прошлые периоды);
· перспективный (будущие периоды).
Результативный показатель – это объект исследования, изменяющийся под воздействием факторных показателей.
Факторные показатели – это показатели, участвующие как характеристики результата (объекта исследования), определяющие его поведения.
|
|
Факторы классифицируются по следующим признакам:
- по степени воздействия на результат:
- основные (регламентирующие воздействие) и второстепенные;
- внутренние (зависят от предприятия) и внешние;
- объективные и субъективные (зависят от деятельности кого-то);
- интенсивные (качественные) и экстенсивные (количественные).
- по срокам воздействия на результат на результат:
- постоянные;
- переменные;
- по целям измерения влияния на результат:
- прямые;
- косвенные;
- по соподчиненности (иерархии):
- факторы первого порядка (непосредственно влияющие);
- факторы последующих порядков.
В факторном анализе различают детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные) взаимосвязи факторов и результативных показателей.
Детерминированный анализ - представляет собой способ изучения взаимосвязей когда эти взаимосвязи можно формализовать и дать количественную оценку роли отдельных факторов в изменении обобщающего показателя.
Стохастический анализ – изучает косвенные связи, т.е. когда такие связи нельзя формализовать.
Основными задачами факторного анализа является построение экономико-математических моделей, определяющих факторы, влияющие на результирующий показатель, и оценка оказываемого влияния.
Модель – это условный образ объекта исследования.
Моделирование – это один из методов создания модели.
В детерминированном анализе выделяют следующие типы факторных моделей:
- Мультипликативная модель (умножение) – когда результативный показатель представляет собой произведение факторов:
Пример:
|
|
где выручка от продаж;
численность работающих;
производительность труда;
основные фонды;
фондоотдача.
- Аддитивная модель (сложение, вычитание) – когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов:
Пример:
где выручка от продаж;
C – себестоимость проданных товаров;
КР- коммерческие расходы;
управленческие расходы;
П – прибыль от продаж.
- Кратная модель (деление) – когда взаимосвязь между показателями представлена в виде частного:
Пример: ;
выручка от продаж;
основные фонды;
фондоотдача;
оборачиваемость.
- Смешанная модель (комбинированная) – это комбинация перечисленных моделей:
Пример:
- прибыль от продаж;
цена;
- себестоимость.
V - объем продукции.