Товар как специфическая форма экономического блага

Натуральная и товарная системы хозяйствования

В зависимости от системы хозяйствования последовательность фаз экономического круговорота может изменяться. Истории известны два основных рода производства: натуральное и товарное.

Натуральное производство организовано так, что люди создают продукты для удовлетворе­ния собственных потребностей. Натуральное хозяйство является исторически первым типом экономической организации общества.

Товарное производство – тип хозяйственной организации, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

В-третьих, в товарном хозяйстве действуют опосредованные (косвенные) связи между производством и потреблением по формуле:

производство Þ распределение Þ обмен Þ потребление

Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или деньги), а затем попадает в сферу личного и производительного потребления. Рынок подтверждает или отвергает необходимость изготавливать дан­ную продукцию для продажи.

Обмен устанавливает особые экономические отношения:

Субъект (товаропроизво­дитель) Þ Товар Þ Деньги Þ Субъект (покупатель)

Развитие организационно-экономических отношений и отношений собственности определяет два вида товарного производства: простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, использующих в производстве продуктов свой труд и простые орудия; развитое товарное хозяйство, где все продукты превращаются в товары, а труд также становится предметом купли и продажи.

В современном производстве под воздействием развития социальной инфраструктуры, участия государства в экономике и научно-технической революции выделился нетоварный сектор. В него вошло производство благ, продвигаемых в сферу потребления без участия рынка. Это – фундаментальные научные исследования, бесплатное образование, основная военно-промышленная про­дукция и др.

Всякий продукт натурального производства, то есть натуральный продукт, имеет единственное свойство – способность удовлетворять какие-то потребности людей, даже те, которые наносят ущерб здоровью, например, потребности в алкоголе и сигаретах. Товар, как и натуральный продукт, обладает полезностью, или потребительной стоимостью.

Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на другой товар.

Из определения вытекает, что товар при обмене на равноценный продукт получает меновую стоимость, то есть способность обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях, или соотношениях, обмена.

Например, на рынке можно приравнять друг к другу (цифры условные): 10 м ткани, 1 стол, 40 кг мяса и т. д. Такие обменные операции представляются алгебраическим уравнением:

NA = NB = NC =... (1)

· А, В, С – полезные вещи;

· NA, NB, NC – количество, соответственно А, В, С.

Уравнение (1) выражает количественные пропорции обмена. Знак эквивалентности устанавливает равенство полезностей товаров А, В, С. Очевидно, в равноценный обмен вступают совершенно разнородные вещи. Приравненные друг к другу блага не сопоставимы также в количественном отношении: ткани, как известно, измеряются в м2, столы – в штуках, мясо – в кг и т.д. Но общее содержание менового равенства составляет одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Значит, товар имеет два свойства: полезность и сто­имость.

Рассуждая о товарах, обычно говорят о полезных вещах. Но услуги, наравне с продуктами, также удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста, прием у врача и т.п.) Многое и покупается ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др. Поэтому услуги, также как и вещи, обладают полезностью.

Оказание услуг требует как затрат труда с определенными профессиональными навыками и уровнем образования, так и продуктов в виде расходных материалов, инструментов, деталей и т.п. Когда в экономическом круговороте услуга переходит к фазе обмена, естественно полагать, что затраты будут возмещены в эквивалентной полезности обмениваемого товара. Иначе обмен не состоится и фаза не получит завершения. Это означает, что услуги, как и вещи, обладают меновой стоимостью.

Услуга, обладая полезностью и стоимостью, является товаром, как и любой другой продукт с этими же свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: