6.1. СПРОС. ФУНКЦИИ СПРОСА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени.
Объем спроса QD — количество товара, которое согласен купить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений и др.
Цена спроса PD — максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.
Покупка товара — это жертва, т.е. отказ от покупки некоторого количества других благ (товаров, услуг). Цена товара отражает альтернативную стоимость той жертвы, на которую идет покупатель.
Функция спроса — зависимость объема спроса от определяющих его факторов. В общем виде функция спроса является функцией многих переменных:
|
|
где - объем спроса на i-ый товар; T— вкусы и предпочтения покупателей; P1…Pk - цены товаров; Y — денежный доход покупателей; t — время; др. факторы — прочие факторы.
Если все факторы, кроме цены Р - считать неизменными, то получим функцию одной переменной — функцию спроса от цены
QD = QD(P)
Эта функция показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
Функцию спроса можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим.
Например. 1) Табличное задание.
Р, руб./кг | |||||
QD, кг |
3) Графическое задание.
изменение объема спроса (смещение вдоль кривой спроса при изменении цены) |
изменение спроса (смещение кривой спроса при изменении неценовых факторов) |
60 -Р(руб./кг) |
Рис. Функция спроса
Изменение спроса происходит при изменении неценовых параметров функции спроса, т.е. аргументов функции кроме цены Рi. Рассмотрим некоторые из них.
1. Цены на другие товары. Возможны три ситуации, в каждой из которых спрос будет реагировать по-разному на изменение цен других товаров.
1.1. Взаимозаменяемые товары. Например, растительное масло и оливковое масло. Рост цен на растительное масло приводит к росту спроса на оливковое масло.
1.2. Взаимодополняющие (сопутствующие) товары. Например, бензин и моторное масло. Если цена на бензин снижается, то спрос на моторное масло повышается.
1.3. Независимые товары. Для них практически нет зависимости между ценой на один из них и спросом на другой.