Тема 6. Теория спроса и предложения

6.1. СПРОС. ФУНКЦИИ СПРОСА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени.

Объем спроса QD количество товара, которое согласен купить покупатель (отдельное лицо, группа лиц или население в целом) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К условиям относятся: вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина доходов и накоплений и др.

Цена спроса PD — максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество данного товара.

Покупка товара — это жертва, т.е. отказ от покупки некоторого количества других благ (товаров, услуг). Цена товара отражает альтернативную стоимость той жертвы, на которую идет покупатель.

Функция спроса зависимость объема спроса от определяющих его факторов. В общем виде функция спроса является функцией многих переменных:

где - объем спроса на i-ый товар; T— вкусы и предпочтения покупателей; P1…Pk - цены товаров; Y — денежный доход покупателей; t — время; др. факторы — прочие факторы.

Если все факторы, кроме цены Р - считать неизменными, то получим функцию одной переменной — функцию спроса от цены

QD = QD(P)

Эта функция показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

Функцию спроса можно задать тремя способами: табличным, аналитическим, графическим.

Например. 1) Табличное задание.

Р, руб./кг          
QD, кг          

3) Графическое задание.


изменение объема спроса (смещение вдоль кривой спроса при изменении цены)

изменение спроса (смещение кривой спроса при изменении неценовых факторов)

60 -Р(руб./кг)

 

 

Рис. Функция спроса

Изменение спроса происходит при изменении неценовых параметров функции спроса, т.е. аргументов функции кроме цены Рi. Рассмотрим некоторые из них.

1. Цены на другие товары. Возможны три ситуации, в каждой из которых спрос будет реагировать по-разному на изменение цен других товаров.

1.1. Взаимозаменяемые товары. Например, растительное масло и оливковое масло. Рост цен на растительное масло приводит к росту спроса на оливковое масло.

1.2. Взаимодополняющие (сопутствующие) товары. Например, бензин и моторное масло. Если цена на бензин снижается, то спрос на моторное масло повышается.

1.3. Независимые товары. Для них практически нет зависимости между ценой на один из них и спросом на другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: