ВВЕДЕНИЕ
Краткое изложение урока 1
1.1. Записи делаются для различных целей.
1.2. Систематическое ведение записей и их хранение позволяет извлекать из них информацию. Мы называем это учетом.
1.3. Бухгалтерский учет — особый вид учета; это сбор всей финансовой и хозяйственной информации предприятия и ее обработка определенным способом.
1.4. Бухгалтерский учет был введен около 600 лет назад итальянскими купцами и предпринимателями, и с тех пор его суть почти не изменилась.
Большинство терминов, которые используются в современной бухгалтерии, были введены в Италии во времена зарождения бухучета.
1.5. Первичные документы являются основным источником данных для бухгалтерии. Они являются доказательством расхода или прихода денежных сумм и описывают финансовые и хозяйственные последствия для предприятия.
1.6. Кредиторы — это поставщики товаров и (или) услуг, которые мы еще не оплатили (мы имеем обязательства). Дебиторы — это получатели наших товаров и (или) услуг, за которые нам еще не заплатили (мы не получили причитающиеся нам суммы).
Данный урок поможет научиться читать баланс и вникать во взаимозависимость его различных позиций. Эта таблица скучных и, на первый взгляд, абстрактных цифр окажется ключом к пониманию всех тайн хозяйственно-финансового состояния "главного героя" — предприятия.
Финансовые таблицы и годовые отчеты представляют собой собрание числовых данных, в которых не так просто выявить взаимосвязь. Но существуют способы, с помощью которых эту связь можно сделать наглядной. Научимся выражать с помощью чисел конкретные аспекты финансовой ситуации предприятия.
Содержание этого урока из-за его обобщающего характера может сначала показаться сложным, но рассматриваемые вопросы очень важны.
Из предыдущего урока известно, что конечным результатом закрытия отчетного года являются два основных финансовых отчета: баланс, отчет о прибылях и убытках. Они представляют собой отражение финансовой ситуации предприятия на данный день (обычно последний день календарного года). Баланс информирует о том, чем владеет предприятие, какие у него есть обязательства (задолженности) и собственный капитал. Отчет о прибылях и убытках отражает эффективность деятельности предприятия в данный период.
Для выражения взаимосвязей между конкретными составляющими описанной финансовой ситуации предприятия пользуются определенным количеством показателей (соотношений).
Соотношение отражает взаимные пропорции определенных величин.
С ними можно встретиться в различных областях жизни: соотношением, например, является скорость движения автомобиля в километрах в час; гармоничность строения женского тела принято характеризовать соотношением размеров 90/60/90, соотношением также является цена в рублях за килограмм и плотность населения, выражаемая в количестве человек на квадратный километр.
В мире финансов (предприятия, банки) тоже часто оперируют соотношениями.
Показатели (соотношения) наиболее часто используются для описания ситуации в конкретный момент. Набор соотношений одного и того же вида может описывать тенденцию развития процесса.
Использование соотношений при сравнении предприятий одного типа или относящихся к одной отрасли значительно облегчает и ускоряет их оценку. Но следует остерегаться использования соотношений при сравнении предприятий с разным профилем деятельности. Это может привести к недоразумениям. Нельзя использовать соотношения бездумно. В процессе оценки можно сравнивать между собой предприятия с одинаковым профилем деятельности: пекарню с пекарней, продуктовый магазин с продуктовым магазином, автомастерскую с другой автомастерской и т.п.
Существует огромное количество показателей, соотношений, коэффициентов и норм. Показатели, представленные в данном уроке, относятся к: