Вопрос №20. Формирование цен на рынке ресурсов. Особенности спроса и предложения ресурсов
Факторы пр-ва - ресурсы, используемые для пр-ва эконом благ.
Отличительная черта рынка ресурсов- то, что на нем не происходит смены собственников. Частные лица уступают факторы пр-ва предприятиям во временное пользование за определенную плату. Эта цена принимает форму дохода (з/п, рента, %, прибыль).
Цены на факторы пр-ва формируются на рынке ресурсов как рез-т вз-ия спроса на них со стороны предприятий и предложения со стороны домашних хоз-в.
Спрос на факторы пр-ва имеет вторичный хар-р по сравнению со спросом на ГП. Вторичный хар-р обусловлен тем, что спрос на ресурсы будет иметь место, если они м.б применены для выпуска потребит товаров.
Факторы, влияющие на спрос ресурсов:
1. Величина цен на данный ресурс (обратная зав-ть)
2. Величина цен на товары и услуги, которые производятся из данных ресурсов
3.Величина цен на др. ресурсы, которые исп-ся в комбинации с данным ресурсом (станки вместо рабочих, требующих больше з/п, уволит)
|
|
4. Эфф-ть данного ресурса (Фо увеличив, новая техника-прямая зав-ть)
Предложение факторов пр-ва- то их количество, которое м.б представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.
Особенность предложения обусловлена редкостью, ограниченностью ресурсов. Предложение каждого конкретного фактора пр-ва имеет разную эластичность. Например, предложение земли неэластично, т.к ее размеры фиксированы, альтернативного, заменяющего землю ресурса нет.
З/п-1 из видов дохода, который получает работник за использование его труда.
1. трактовка классической школы Предлагала концепцию минимума средств существования, сводила з/п к физически необходимому минимуму средств сущ-ия (физиологический минимуму).
Т.Мальтус приветствовал снижение рождаемости в период войн и говорил, что люди ленивы, мало производят- надо снижать з/п (раньше он б священником). Население увелич в геометрической прогрессии, а Пт –в арифметической (измерял в период миграции населения).
2. марксистская концепция.
Маркс: самый главный стимул к труду- голод. Марксистская теория определяет з/п как денежное выражение стоимости товара «раб сила», по величине равную стоимости средств, необходимых для воспроизводства раб силы.
Весь труд раб-ка представляется оплаченным, что создает иллюзию = между раб-ком и раб-лем. Чтобы иллюзия сохр, есть гибкая СОТ: собственник капитала. Оплачивая дневную ст-ть раб силы, заставляет раб-ка трудится больше, чем надо для воспр-ва раб силы, присваивая себе сверхст-ть-прибыль.
Закон спроса на рынке труда-чем выше плата, которую продавцы раб силы хотят получить за свой труд, тем меньшее их кол-во будет нанято.
|
|
Закон предложения- чем выше плата, кот работодатели готовы платить за выполн работы, тем большее кол-во людей готово ее выполнять
Факторы, влияющие на спрос на раб силу:
1. Размеры пр-ва (прямая зав-ть- при росте пр-ва растет и спрос на раб силу)
2. Спрос на продукт, производимый данным видом труда (растет спрос на ГП-растет спрос и на все ресурсы, исп-ся при созд этого продукта)
3. Пт (обратная зав-ть-если растет Пт, то спрос на раб силу падает)
4. Спрос на машины, заменяющие данный вид труда (чем больше машин, тем меньше спрос на раб силу)
5. Размеры внутреннего рынка и возможности выхода на внешний рынок (освоение нов внутр рынков и выход на внеш- произ-ль создает нов мощности, спрос растет)
6. Хоз климат в стране (кризис0падает спрос, подъем- растет спрос)
Факторы, влияющие на предложение труда:
1. Числ-ть населения страны и доля трудоспособного населения (прямая зав-ть)
2. Продолжит-ть раб дня и недели (чем больше раб день, тем меньше предложение)
3. Степень вовлечения в пр-во женщин, детей (14-15) и пенсионеров (растет предложение)
4. Качество и квалификация труда (предложение высококвал труда всегда меньше)