В рамках данного учебного пособия мы рассмотрим общие понятия и термины клинической психологии, концепции развития психических расстройств, основы клинического метода и коммуникации в клинике, психологические факторы лечебного процесса, общие вопросы психологии больного человека, типологию личности в медицинской психологии, основы суицидологии.
Психосоциальное здравоохранение
Психодиагностика
Патопсихология
Межличностные – нарушенная система: семейная пара, школа, рабочий коллектив и т.д.
Бастин (1990 г.) предложил выделять в клинической психологии следующие аспекты:
3) психологическая интервенция (=психотерапия)
1.3 Общие понятия медицинской психологии
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (из определения ВОЗ). Из данного определения видно, что недостаточно просто не иметь «дефектов» на соматическом уровне, но необходимо иметь некое комфортное психологическое состояние и быть социально адаптированным. Можно также добавить, что здоровое состояние предполагает максимальную плодотворную деятельность. Здоровье – понятие абсолютное: либо человек здоров (при отсутствии каких-либо дефектов), либо нездоров = болен.
|
|
Что касается психологического здоровья, то здесь можно привести критерии, которые предложил Ягода в 1958 году:
1) позитивная установка по отношению к собственной личности
2) духовный рост и самореализация
3) интегрированная личность
4) автономия, самодостаточность
5) адекватность восприятия реальности
6) компетентность в преодолении требований окружающего мира
Беккер (1995 год) формулирует следующие компоненты душевного здоровья:
1) душевное и физическое хорошее самочувствие (полнота чувств, альтруизм, отсутствие жалоб)
2) самоактуализация (развитие, автономия)
3) уважение к себе и другим (чувство собственной ценности, способность любить)
Общность взглядов большинства психологов о психологическом здоровье попытался суммировать Олпорт (1960):
1) интерес к внешнему миру, расширение связей «Я» с внешним миром
2) самообъективизация, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию, способность юмористически окрашивать действительность
3) наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт и придает смысл индивидуальным поступкам
4) способность устанавливать теплые, душевные контакты с окружением
5) владение адекватными навыками, способностями, восприятиями, необходимыми для решения практических повседневных проблем
|
|
6) любовь и уважение ко всему живому
Болезнь в широком смысле можно определить как противоположность здоровью, когда невозможно вышеупомянутое полное благополучие. Однако это определение отражает лишь субъективное впечатление (благополучие-неблагополучие), поэтому справедливо выделить три аспекта болезни как феномена:
1) телесно-биологический (определенный органический дефект, собственно «болезнь»)
2) психологический (субъективное отражение болезни, «плохое самочувствие»)
3) социальный (изменившееся поведение в условиях болезни: «больное поведение», «роль больного»)
Ниже мы рассмотрим вышеперечисленные понятия подробнее.