Ψлоги говорят Л рождается дважды, и самые активные периоды – дошкольный и подростковый возраст. При нормальном развитии ребенка рассвет игровой деятельности – это дошкольное детство. Условием возникновения игры – является передача соответствующего культурного опыта. Обучение проходит через игры со взрослыми, общение со старшими детьми в семье. Со старшими детьми во дворе, дет саду. Через совместно с родителями чтение книг. Сказок. Мультфильмов, через совместную деятельность со взрослым. Ребенок идет с мамой на работу и придя домой играет в то, что он видел на работе.
У ребенка из детского дома многие каналы передачи опыта игры отсутствуют. И развитие игры требует спец работы. Иногда младшие школьники из детского дома не умеют играть. У них наблюдаются игры манипуляции, или переходная форма игры от манипулятивной к ролевой. В таком случае игру нужно развивать. Начинать игру с манипуляций. И развивать из простейшей в более сложную.
У младших школьников воспитывающихся вне семьи нужно воспитывать не только игру но и оптимизировать процесс общения. Ребенок из дет дома эмоционально зависим от взрослого. Нужно ослаблять эту эмоциональную зависимость. Нужно развивать автономию ребенка от взрослого. Потому что жесткая привязанность к требованиям взрослого сужает мотивацию. Нужно тернировать, отрабатывать навыки поведения в конкретных ситуациях. В том числе в трудных, конфликтных ситуациях. Это можно делать в реальной жизни и на спец занятиях. Нужно обсудить, что реально случилось. Что произошло. Поставить ребенка на позицию другого, обсудить последствия. Представить чем может закончиться та или иная ситуация.
|
|
Ребенок воспитывающийся вне семьи должен научится максимально эмоционально насыщенно, представлять будущее последствия своих поступков для себя и окружающих. В подростковом возрасте ребенок воспит-я вне семьи также требует особого внимания. и внимание должно быть направлено на развитие самосознания, рефлексии к самому себе стимулировать процесс самопознания можно через индивидуальные беседы, групповые беседы. Через сочинения, на темы «Что я знаю о себе», что я люблю и ненавижу, что я умею, «человек, которым я восхищаюсь. И такое сочинение не должно оцениваться с точки грамотности, литературного стиля и правильности суждения. П в интернате нужно учить ведению дневников и поощрять эти дневники. Личный дневник способствует развитию внутреннего П. Психолог может использовать в индивидуальной работе Ψ тесты обсуждением результатов того, что получилось в тесте. В групповой работе можно использовать тренинги направленные на развитие самосознание, умение осознавать свои чувства. Помимо этого нужно развивать автономность представления подростка о себе. Суждения П должны быть относительно независимы от оценок окружающих. Не усвоения выводов В а выработка собственных ценностей. Для этого П нужно обратная связь от В. Возможность обсуждать со В. Оспаривать суждения В. В работая в интенате, дет дома должен выдерживать два способа отношения к воспитаннику.
|
|
1. отношение как к Л в целом. И это безусловное принятие ребенка как уникального и неповторимого.
2. конкртеные оценки отдельных действий, черт характера, достижений. Могут и полоидетльными и отрицательными.
Ребенок воспитывающийся в интернате перегружен общением. И у него ярко выражено стремление побыть одному. Потребность в одиночестве присуща всем П. Одиночесвто необходимо для развития Л и самосознания. Но в семье такая ситуация естественна, а у воспитанников дет-домов эта востребованность фрустрированна. По этому можеть быть негативное отношение к групповым занятиям. Более того, нужно найти способы удовлетворения потребности в одиночестве.