Лекция №10 характерные черты научного знания

Словарь Брокгауза и Ефрона (1897 – 1907 гг.) определяет науку следующим образом:

Наука – систематическое объединение и изложение объективно – исторических сведений, принадлежащих какой либо области знания; объективно – достоверное и систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности и неизменного порядка [Брокгауз и Ефрон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М. Эксмо. 2006., с. 420]. Сегодня мы классифицируем науку как важнейший элемент духовной культуры, как высшую форму человеческих знаний, как развивающуюся систему, в которой знания достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, проверяемых общественной практикой [Философская энциклопедия в 5-ти тт. М. Советская энциклопедия. Т. 3. 1964., с. 562].

Историческая классификация наук – три основных этапа научного развития:

1. единая философская наука древности (включая античность);

2. дифференциация науки в Новое время (с Возрождения до XVIII в.);

3. Интеграция наук в единое поле познания (XIX – XX вв.).

Важнейшими характеристиками научного знания являются:

1. Рациональность (ratio – лат. разум). Наука – результат человеческого разума. В научном знании не может быть ничего недоступного пониманию человека.

2. Объективность (objectum – лат. предмет) – существование материального предмета независимо от наблюдателя. Познание должно выражаться в максимальной очищенности от субъективного восприятия.

3. Воспроизводимость (а отсюда и проверяемость). Научный результат должен обладать воспроизводимостью и проверяемостью на истинность.

4. Строгость (однозначность). Точная фиксация условий получения знаний, точность параметров и значений, четкость терминов, применяемых для описания предмета или явления, отсутствие многозначности и неопределенности в исследовании.

5. Логическая взаимосвязь. Элементы научного знания должны представлять собой логически упорядоченную систему.

Научное знание по своей сути более надежно, чем что-либо другое.

Виды научного знания:

1.Знание о проблемах; 2. Знание о методах; 3. Знание об объектах.

1. Проблема – то, что подлежит решению. 2. Метод – способ действий для решения той или иной проблемы. «Способ» понимается как структура действий (схема или план). Универсальные методы отсутствуют. Метод всегда ограничен областью применения. Каждая наука вырабатывает свои специфические методы познания:

· физика – анализ размерностей;

· орнитология – кольцевание;

· психология – тестирование;

· социология – анкетирование;

· языковедение – сравнительный анализ языков и пр. Познание объединяется общенаучными методами. Это методы рационального мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент, моделирование, идеализация и др.

Оценка методов по: а/ общности, широте применения; б/продуктивности – надежности, точности; в/рациональности – доступности для понимания.

Общность и продуктивность определяют мощность. Продуктивность и рациональность – эффективность.

1. Объекты.

Объекты разнотипичны: а/ реальный объект – отдельные явление, вещь, процесс, обладающие определенным местом и временем; б/ абстрактный объект – обобщенный образ реального объекта. Абстрактный объект получается в процессе идеализации, которая заключается в мысленных манипуляциях с объектом, в реальности не осуществимых; в/ идеальный объект – «воображаемый», конструируемый в сознании человека при отделении сущности от явления. Знание достигает порога научности при достаточно высоком уровне развития (проверки и обоснования). Уровни исследования: а/Эмпирический: — наблюдение и эксперимент: непосредственные наблюдения отдельных событий, фактов, которые фиксируются эмпирическими высказываниями. б/Теоретический:— выведение универсальных законов и гипотез.
Важно обнаружить некоторую регулярность, которая позволяет объяснять и предсказывать явления.
Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся факты: например, - Закон Мальтуса. Теоретический закон имеет дело с обобщениями, понятиями: например, - закон гравитации. В теории выделяется общее. Формой выделения общего является идеализация. Ход научного исследования:

1) фиксация и интерпретация фактов;

2) идеализация - выработка понятий, законов;

3) выдвижение теорий и гипотез;

4) теории и гипотезы, согласующиеся с фактами признаются действительными. Методы научн ого познания:

а/Наблюдение: - визуальное изучение явлений - астрономия, биология и социология. б/ Измерение: -измерениями и подсчетами получают количественные данные, без которых невозможна никакая техника. в/Эксперимент:- основа эмпирического исследования: испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Особое значение имеют приборы. г/Моделирование: - эксперимент с моделью там, где объект недоступен прямому эксперименту,
д/Тео рии и гипотезы - совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях и имеют дело с фактами. [Связь меж ду фак тами и их обобщениями является Законом]. е/Анализ: - разложение на составляющие части. ж/Синтез: - воспроизведение целого из частей. з/Индукция: - восхождение в мысли от частного к общему. и/Дедукция: - движение мысли от общего к частному.

Три основных теоретических метода:

1. Аксиоматический: - теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции получить теоремы для данной теории. [Аксиома положение, принимаемое без логического доказательства и не могущее быть опровергнуто на основе эмпирических фактов. (В рамках евклидовой геометрии чере. две точки на плоскости можно провести одну и только одну прямую линию, - действительно ли дело обстоит именно таким образом, проверить нельзя)]. 2.Гипотетико-дедуктивный: - на место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Естественные, экономические и статистические науки. 3 .Описательный: - описание изучаемых явлений - словесное, графическое, схематическое, - в биологии, медицине, психологии, социологии.

Дополнения:

Наука как общественный институт

Словарь Брокгауза и Ефрона (1897 – 1907 гг.) определяет науку следующим образом:

Наука – систематическое объединение и изложение объективно – исторических сведений, принадлежащих какой либо области знания; объективно – достоверное и систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности и неизменного порядка [Брокгауз и Ефрон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М. Эксмо. 2006., с. 420]. Сегодня мы классифицируем науку как важнейший элемент духовной культуры, как высшую форму человеческих знаний, как развивающуюся систему, в которой знания достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, проверяемых общественной практикой [Философская энциклопедия в 5-ти тт. М. Советская энциклопедия. Т. 3. 1964., с. 562].

Историческая классификация наук – три основных этапа научного развития:

4. единая философская наука древности (включая античность);

5. дифференциация науки в Новое время (с Возрождения до XVIII в.);

6. Интеграция наук в единое поле познания (XIX – XX вв.).

Уже на Первом этапе научного познания в античности были заложены начатки классификации наук Аристотелем:

1.По форме познания – науки теоретические, практические, поэтические; 2. по объекту – физика (природа), этика (общество), логика (мышление).

На Втором этапе происходит единой натурфилософии на обособленные науки: математику, механику, астрономию, физику, химию и др. Аналитический метод классифицировал науку по принципу координации, т. е. путем внешнего приложения одной науки к другой. Происходит объективация наук как внешнего по отношению к человеку. Возрождение выдвинуло субъективный принцип классификации, исходя из свойств интеллекта человека: История соответствует памяти; Поэзия – воображению; Философия – разуму (по Ф. Бэкону) [Ф. Э., т. 3.,с. 579; См. также Бэн. А. Психология. // Ассоциативная психология. Эббингауз Г. Очерк психологии. Бэн А. Психология. М. АСТ. 1998., с. 400]. Теология и схоластика делили «светское знание» на семь «свободных искусств»: «тривиум» (trivium – лат. трёхпутье) – грамматика, риторика, диалектика; «квадривиум» (quadrivium – лат. пересечение четырех дорог) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Т. Гоббс, развивая классификацию Ф. Бэкона, считал метод математики всеобщим и ставил геометрию во главе дедуктивных наук, а физику – индуктивных. Он выдвинул принцип расположения наук от абстрактного к конкретному. Ж. Ламетри разделил природу на три «царства»: минеральное, растительное, животное. Гассенди делит науку на логику, физику, этику. Д. Локк – на физику, практику, логику.

Вся область знания укладывается в 3-и основных раздела: природа, общество, мышление.

На Третьем этапе классификации наук (XIX – XX вв.) дифференцированность увеличивается. К. де Сен-Симон и О. Конт составляют энциклопедический ряд или иерархию наук:

| Математика |астрономия |физика | химия | физиология | социология |. Механика земных тел включалась в математику, а психология в физиологию (Ф. Э. Т. 3., с. 579). Здесь методологическим приемом стала субординация.

Система классификации Ампера по принципу координации (4-е точки зрения): а/ или описание предметов, или нахождение их законов; б/ рассмотрение предмета: либо со стороны того, что в нем явно, либо - что в нем скрыто.

Г. Спенсер разделил науки на: а/ абстрактные – логика, математика; б/ конкретные – астрономия, геология, биология, психология, социология; в/ абстрактно – конкретные (промежуточные) – механика, физика, химия.

Дихотомическое деление наук Г. Гегель заменяет на триаду: логика – философия природы - философия духа. Философию природы он подразделяет на: механизм - механика, астрономия; химизм – физика, химия; организм – биология.

В конце XIX в. В. Вундт делит науки на:

а/ формальные – математика, - и б/ реальные – естествознание и науки о духе.

У Риккерта:

а/ науки о природе (явления закономерные) и б/ науки об обществе – истории (события случайные).

Интересен своей классификацией В. Оствальд:

«пирамида наук» - математика, энергетика, биология. Физика и химия – как «переходные науки» - комбинирование двух видов энергии. В конце XIX - начале XX веков возникает географическое научное направление, в котором центральным принципом является пространственная связь вещей и явлений (в России – И. Мечников, Е. Чижов, Л. Берг; в Германии – А. Гетнер, Ф. Ратцель).

Современная классификация наук: Естествознание – общественные науки – философия.

1.Естествознание –

А/ неорганическая природа:

Науки:

Технические |физика | математика

|химия |

| биология |

|психология|

Б/ Человек – Общество – Мышление.

Науки:

Социальные - - - философские

|__________________________|

Гуманитарные.

Наука— социальное явление, это сообщество ученых с определенной системой

взаимосвязей между собой, специфический образ жизни, система со своими традициями, нормами, своей системой ценностей.

Наука - отрасль по производству знаний с материальной базой, системой коммуникации, специальная профессиональная деятельность.

Наука - - это совместная коллективная работа, специализация по отдельным областям и отдельным проблемам, распределение различных функций в научной деятельности. Сегодня существуют два вида специальных институтов:

а/ теоретические, не занимающиеся экспериментальной деятельностью.

б/ практико-инструментальные, направленные на создание приборов, установок и других средств научных исследований.

Дифференциация научной деятельности:

а/ученые, выдвигающие идеи;

б/ ученые, обосновывающие идеи;

в/ ученые, разрабатывающие идеи;

г/ученые, применяющие эти идеи на практике.

Стили деятельности ученых.

1/классики - индивидуальная работа, уединение, всесторонняя проработка идеи.

2/романтики - коллективная деятельность, популяризация своих идей, спонтанность в работе. Ученый вступает в сложные отношения со своими коллегами, с общественным мнением, от него требуется постоянное подтверждение его профессиональности -через публикации, и общественное признание.

Жизнь в науке - это борьба различных мнений и направлений, борьба за признание работ, идей ученого.

М.Планк заметил: «... новые научные истины побеждают» только после того, как их «противники...постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу».

Литература: 1. Брокгауз и Ефрон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М. Эксмо. 2006.

2. Философская энциклопедия в 5-ти тт. М. Советская энциклопедия. Т. 3. 1964.

3. Бэн. А. Психология. // Ассоциативная психология. Эббингауз Г. Очерк психологии. Бэн А. Психология. М. АСТ. 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: