Принципы и закономерности психического развития в психоаналитических теориях развития
Закономерности - обобщения менее высокого уровня, чем принципы.
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохромностью;
Развитие характеризуется неустойчивостью;
В процессе развития существуют сенситивные периоды;
Развитие характеризует кумулятивность;
Развитие характеризуется дивергенцией и конвергенцией.
Первая закономерность - неравномерность - это неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.
Гетерохромность - разновременность, асинхронность, несовпадение во времени физического развития отдельных функций и органов.
Вторая закономерность - развитие всегда проходит через кризис.
закономерность - сенситивный период - наиболее благоприятный для развития психических функций. Ограничен во времени.
Четвёртая закономерность - чтобы результат развития каждой предшествующей стадии, включался в последующие определённым образом, трансформируется подготовка и качественное преобразование психики. Например, виды мышления: у младенца и у взрослого качественно отличается наглядно действующее мышление.
|
|
Пятая закономерность - дивергентность развития - многообразие, проявляющееся в ходе развития признаков и свойств действительности и способов развития на основе их дальнейшего постоянного расхождения.
Коулбер - нравственное развитие в основе психического развития.
Классификация психического развития - различные основания.
Асмолов - три основных подхода к психическому развитию:
Биогенетический - программа развития человека, как индивида (свойства психики, задатки, темперамент);
Социогенетический - программа социализации (вхождение человека в общество), как осваивать социальные роли, нормы, установленные ценности определяющие личность;
Персоногенетический - программа активности самосознания личности, включая индивидуальный характер, способность к самореализации, поиск смысла жизни определяет индивидуальность.
Аверин - 3 + 1 - характер развития связан с развитием познавательной сферы. Учитываются генотип и условия определяют, условность классификации.
Биогенетический подход.
Теории рекапитуляции.
Теория Ж. Пиаже противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и структурам, которые они уже имеют, конструируя знания из собственного опыта. Развитие познавательных способностей не тождественно обучению, оно имеет свою собственную, внутреннюю логику. Он считал поэтому, что обучение должно строиться в соответствии с определенным уровнем развития.
|
|
Разработанная Ж. Пиаже теория когнитивного развития имеет глубокие биологические корни и построена на предпосылках, которые должны действовать по отношению ко всем формам жизни. Самая важная особенность всех живых организмов состоит в способности удерживать свое внутреннее состояние, свою организацию в состоянии равновесия, вопреки внешним воздействиям. Поэтому всякая активность организмов, в том числе когнитивная, понимается Пиаже как адаптивная в том смысле, что служит целям саморегулирования. Дело даже не столько в том, что конкретные когнитивные структуры имеют адаптивное значение, главное состоит в том, что их внутренняя динамика имеет адаптивный характер и подчинена закону достижения равновесия на каждом новом этапе развития.
Таким образом, теория Ж. Пиаже базируется на следующих основных принципах:
(1) Принцип конструктивизма («динамического кантианизма»). Конструирование познания и конструирование действительности – два аспекта единого процесса. Как пишет Пиаже, «разум … организует мир, в процессе организации самого себя».
(2) Принцип стадиальности. Когнитивное развитие человека в онтогенезе проходит качественно различные стадии.
(3) Принцип равновесия. Процесс когнитивного развития есть процесс возрастания внутренней организации, достижения нового уровня равновесия.