I. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения
1) Кинесика (кинесические средства) – исследователи считают зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
2) Жестикуляция: а) коммуникативные (приветствия, прощания, привлечения внимания); б) модальные – выражают оценку и отношение; в) описательные – имеют смысл только в контексте речевого высказывания; г) жесты самоконтроля; д) жесты доминирования - Алан Пиз
II. Такесика – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доминирующее рукопожатие – рука «сверху», покорное рукопожатие;
III. Просодика, экстралингвистика. Просодика - общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистика – включение в свою речь пауз, а также психологических проявлений (плач, кашель, вздохи)
|
|
IV. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении, т. е. общение всегда пространственно организовано (ориентация и угол общения). Выражается в повороте тела и положении относительно партнёра. Включает дистанцию, пространственные зоны:
1) Интимная дистанция (от прямого контакта до 15-45 см). Она нарушается при большом скоплении людей.
2) Личная (45-120 см). Исследователи также выделяют близкую и далёкую. Это повседневное общение среди знакомых.
3) Социальная (120-350 см (400 см))
4) Публичная (350 (400) - 750 см) – выступление перед различными видами аудитории.
V. Перцептивная (восприятие). Под восприятием в психологии общения подразумевают не просто формирование целостного образа партнёра по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимания партнёра по общению. Термин «социальная перцепция», т. е. соцвосприятие, впервые был введён американским психологом Брунером. Он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Восприятие как предметов, так и людей, зависит не только от индивидуально-личностных, но и социокультурных факторов. В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которых уже достаточно хорошо знаешь (которые достаточно хорошо знакомы). Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определённый опыт общения, лежат разные психологические механизмы (аттракция, идентификация).