Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт.
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю...?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?* и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бываеттак, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
|
|
Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предмета конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса—Киллмена третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО).
Если Вы чувствуете, что попали в конфликтную ситуацию или потенциально конфликтную ситуацию, Вам следовало бы обратиться к краткому вопроснику. Выберите ответ, подходящий к заданному вопросу. Для того, чтобы научиться этому, может потребоваться некоторое время, потому что вначале Вы будете задумываться над ответами. Но со временем Вы примете этот подход, выбор будет делаться спонтанно. Варианты будут одновременно как бы высвечиваться в вашем сознании, и вы интуитивно остановите свой выбор на тех, которые Вам хотелось бы осуществить в конкретном случае.
|
|
В схеме приведены вопросы и соответствующие стратегии.
ВОПРОС | СТРАТЕГИЯ |
1. Являются ли эмоции причиной конфликта и препятствуют ли они его разрешению? Если да, то: | |
а) Каковы эти эмоции? | а) Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы Вы могли выработать решения или соглашения. |
1) Раздражение? Если да, то: | |
(а) Других людей? | а) Техника охлаждения или рассеивания раздражения: - сочувственное выслушивание, - предоставление выхода гневу, - утверждение чего-либо с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, которое вызывает раздражение. |
(б) Ваше собственное? | б) Техника направления гнева по иному руслу или контроля раздражения: - кратковременный выход, - переключение, - визуализация с целью освобождения от гнева. |
2) Недоверие? Если да, то с чьей стороны: | |
(а) Других людей? | а) Техника преодоления недоверия. |
(б) Вашей? | б) Техника оценки обоснованности этого доверия или открытого и продуктивного обсуждения его. |
3) Страх? Если да, то чей?: | |
(а) Других людей? | а) Техника уменьшения страха. |
(б) Ваш собственный? | б) Техника оценки обоснованности этого страха или техника открытого и продуктивного обсуждения его. |
4) Другие эмоции (ревность, чувство вины и т. п.): | |
(а) Других людей? | а) Техника успокоения других людей. |
(б) Ваши собственные? | б) Техника самоуспокоения. |
2. Каковы скрытые причины конфликта? | |
а) В чем действительно нуждаются другие люди и чего они хотят? | а) Непосредственное общение с целью выяснения причин конфликта, нужд и желаний другого человека, если это возможно. б) Техника сознательного или интуитивного поиска скрытых причин, если человек отказывается от общения или он знает себя недостаточно для того, чтобы распознать эти подспудные желания и нужды. |
б) В чем Вы действительно нуждаетесь и чего хотите на самом деле? | а) Самоанализ с целью определения Ваших реальных желаний и нужд, если они для Вас еще не ясны. б) Техника сознательного и интуитивного выявления скрытых целей. |
3. Вызван ли конфликт непониманием? Чьим? | |
Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения. | |
а) Другого человека? | а) Техника объяснения и внесения определенностей. |
б) Вашим собственным? | 6) Техника открытости и восприятия объяснений других людей. |
в) Обоих участников конфликта или неизвестно чьим? | в) Комбинированные техники по пп. а) и б). |
4. Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берет на себя ответственность за какое-либо действие? | |
Действие в прошлом? Действие в будущем? | |
Согласие сделать что-либо? | Техника определения ответственной стороны и выработки соглашения о принятии ответственности. |
а) Ответственность другого человека? | а) Техника приведения другого человека к пониманию своей ответственности и соглашению что-то сделать. |
б) Ваша собственная ответственность? | б) Техника выявления и признания этой ответственности. |
5. Какой из стилей поведения был бы наилучшим в данной конфликтной ситуации? Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего, исходя из: - предпочитаемого Вами стиля, - стилей, которые, как Вы полагаете, другие люди считают подходящими, - стилей, которые были бы самыми эффективными в данных обстоятельствах. | |
а) Возможно ли взаимовыгодное решение? | а) Использование переговоров и дискуссий для выработки решения посредством компромисса или сотрудничества. |
б) Стоит ли вообще этот конфликт усилий, затрачиваемых на его разрешение? | б) Выбор стратегии ухода от конфликта и отказ от разрешения его в настоящий момент. |
в) Может ли оказать влияние на разрешение конфликта вопрос власти? Кто обладает большей властью? | |
(1) Другой человек? | 1) Приспособление или предложение компромисса. |
(2) Вы? | 2) Конкуренция или выход на компромиссное решение. |
6. Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при разрешении конфликта? | |
а) Представляет ли противоположную сторону человек, трудный в общении? | а) Использование техники общения с особо трудными людьми. |
б) Имеются ли особые личностные нужды, которые Вам необходимо удовлетворить? | б) Техника эффективного выражения своих нужд. |
7. Какого рода альтернативы и решения возможны? | |
Выработка собственных идей или побуждения других сторон к выдвижению предположений. | |
а) Какие альтернативные и решения являются подходящими? | а) Метод мозговой и творческой визуализации для генерирования идей. |
Б) Как эту проблему превратить в благоприятную возможность? | б) Метод мозговой и творческой визуализации |
в) Какой выход является наилучшим? | в) Установление приоритетов среди равных возможностей. |
4. Поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера.
|
|
1. Гипертпимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена.
Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.
2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки.
Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.
|
|
3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неустойчива.
Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.
4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.
Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя*-. Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости.
Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях — бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим.
В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.
7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте — уход и уступка.
8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.
Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.
9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы.
Конфликтен. В конфликте активен.
10. Экзальтированный тип (отлзт. ехака&о — восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.