Е-рынки категории В2С (бизнес-потребитель) (Слайд 8) используют возможности глобальной сети Интернет, стыкуя поставщиков и потребителей. Они охватывают розничную торговлю в Интернете. Достоинством данной модели является минимизация количества посредников при организации продаж. Продажи осуществляются напрямую.
Возможны следующие реализации модели В2С:
1. Веб-витрины — это относительно недорогие и достаточно простые в реализации сайты, представляющие каталог товаров. В число функций веб-витрины может входить заказ товаров и выставление счета. Однако обработку заказа осуществляет человек — менеджер по продажам. В его обязанности входит организация взаимодействия со складом, доставки товара, подтверждение оплаты покупки, изучение спроса, проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, аналитическая работа. Таким образом, стыковка процесса продажи с внутренними бизнес-процессами предприятия осуществляется менеджером вручную.
2.Организация торговли с помощью интернет-магазина более подходит для компании, которая хочет контролировать весь процесс электронной торговли и стремится уменьшить операционные издержки. По сравнению с витриной, создание магазина обходится дороже, но при грамотной организации эти расходы окупаются быстрее. Запросы покупателей обрабатываются сервером приложений, который, в свою очередь, связывается с хранилищем данных и электронной платежной системой. Технически интернет-магазин представляет собой совокупность веб-витрины и электронной торговой системы (front-office и back-office). Эта система осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов (резервирование на складе, контроль оплаты и доставки товара и др.). В отличие от веб-витрин, в интернет-магазине менеджер только контролирует работу системы. Интернет-магазин может работать и в автоматическом режиме.
|
|
3. Торговая интернет-система (ТИС) характеризуется еще более высокой степенью автоматизации коммерческого цикла по сравнению с интернет-магазином. Главное отличие ТИС от интернет-магазина заключается в ее интеграции с корпоративной информационной системой (КИС) компании.
Е-рынки категории В2В (бизнес-бизнес) (Слайд 9) используют возможности глобальной сети Интернет, стыкуя ИС поставщиков и ИС потребителей, благодаря чему трансакции осуществляются эффективно.
При создании В2В - площадки учитывают ряд важных аспектов, необходимых для успешной работы:
1.Доступность для новых участников.
2. Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе новых участников и добавление новых приложений не должны влиять на функционирование площадки в целом.
|
|
3. Качественное управление информационным наполнением портала.
4. Возможности интеграции. В2В -площадка должна поддерживать все виды электронного бизнеса — от систем транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества между компаниями.
5. Обеспечение безопасности. Создателям В2В- площадки необходимо обеспечить безопасность осуществления платежей и передачи ценной информации.
6. Аналитические услуги. В2В -площадка должна не только снабжать участников необходимой деловой информацией, но и осуществлять ее анализ.
7. Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной прибыли и привлечения новых клиентов В2В -площадка может предлагать ряд дополнительных услуг: аукционы, различные финансовые услуги, услуги по логистике и др.
Модель В2В реализуется следующими схемами:
1.Электронные торговые площадки (торговые концентраторы, e-marketplace) - предполагается некая организация на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется возможность взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т.д. Торговые концентраторы могут быть как горизонтальными, т. е. поддерживать все категории продавцов и покупателей многих отраслей, так и диагональными, т. е. поддерживать определенные категории продавцов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника.
2.Электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-ргоcurement) - являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги многих поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реальном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований.
Другими словами, е-биржа (е-торговая площадка)— это веб-сайт категории В2В, на котором покупатели и поставщики встречаются для осуществления сделок, т.е. на которых компании - участники покупают и продают свои товары и обмениваются информацией.
В настоящее время более трети участников рынка закупок используют электронные торговые площадки для приобретения каких-либо материалов.
Такой веб-сайт позволяет покупателям выбирать нужного себе поставщика из множества имеющихся, причем ситуацию контролирует покупатель, так как открытая торговая площадка помогает ему оценивать всех потенциальных поставщиков конкретного товара или услуги и принимать обоснованные решения в отношении того, что и где ему лучше купить.
В настоящее время можно выделить три вида е-рынков:
o Частные биржи (е-торговые площадки) - предлагают индивидуализированные контакты и поддерживают желаемый уровень сотрудничества, предоставляя доступ к проверенной потребительской базе компании, но они не помогают компаниям выходить за пределы перечня имеющихся торговых партнеров. Они обычно управляются одной организацией и доступны только для поставщиков этой организации и ее торговых партнеров. Такие частные биржи используются для совместно осуществляемых процедур бизнеса, например, управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок в режиме реального времени.
o Отраслевые консорциумы - создание и последующее владение е-торговой площадкой двумя и более отраслевыми участниками. Здесь возможно предоставление отдельным участникам доступа к торговым партнерам всех остальных членов и разрешение другим компаниям присоединиться к данному е-рынку. Такие площадки могут быть предназначены для деятельности в цепях поставок, в частности прогнозирования, пополнения запасов, выработки отраслевых стандартов, отыскания цен и пр. Пример - электронные биржи класса «многие многим» Pantellos и Quadrem.
|
|
o Независимый е-рынок (независимая(публичная) биржа класса «многие многим») - создание и последующее владение общественных электронныхторговыхплощадок независимыми организациями. Такая биржа открыта для всех организаций, готовых платить установленную сумму, чтобы стать ее членом. Публичныебиржи часто используются для проведения аукционов, как прямых, так и обратных. У независимых е-рынков самый широкий круг участников, что максимально расширяет доступ, однако затрудняет достижение глубокого уровня сотрудничества. Пример - электронные биржиGlobal Healthcare Exchange и Theoilsite.
Е-торговые площадки подразделяются на четыре типа:
o Вертикальные — предоставляют товары и услуги в конкретной отрасли.
o Горизонтальные — предоставляют товары и услуги ряду организаций из различных рыночных сегментов, не ограничиваясь отдельными отраслями.
o Торговые площадки поставщика / покупателя — контролируются группой поставщиков (примером такой площадки можно назвать «Covisint», где партнерами выступают Ford, General Motors и Daimler / Chrysler).
o Нейтральные торговые площадки (горизонтальные структуры совершения трансакций по широкому ассортименту товаров).