По степени формализации

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

По форме [21]

Проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности.

Эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира.

Этическое – определяет нравственные установки человека

По Зинченко Владимиру Петровичу (1931- по настоящее время).

I. Бытийное – включает биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы.

II. Рефлективное - включающее значение и смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

2.9.3. Функции сознания.

Отражательная - организует познавательные процессы, благодаря памяти.

Оценочная - принимает участие в формировании эмоций и чувств, на уровне сознания человек оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная - изобретательство и творчество организуются на сознательном уровне.

Рефлексивная - это способность человека анализировать свои мысли, поступки, наблюдать за собой, оценивать себя, осмысливать, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая - человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.

Время образующая - отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

2.9.4. Взаимодействие сознания и подсознания (бессознательного).

Все психические явления делят на две группы.

Сознательные – осознаются самим человеком.

Бессознательные – человек не осознает у себя, проявляются непроизвольно.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов.

Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются для осознанного управления своим поведением.

Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

А. Г. Асмолов[22] предложил делить проявления бессознательного на группы:

♦ надиндивидуальные надсознательные явления – усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком, усваивается через подражание.

♦ неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.)

♦ неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета.

♦ неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач и определяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Сознательное и бессознательное обеспечивают адаптацию человека к внешнему миру.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, но многие поведенческие акты совершаются на бессознательном уровне.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

2.9.5. Самосознание.

Самосознание - ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде[23].

Образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

Критерии самосознания:

1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2. осознание своей активности – «Я управляю собой»;

3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания:

1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Самосознание включает в себя:

· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

1. Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

1.1. Самопознание – направленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей; осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.

1.2. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей[24].

Виды самооценки:

адекватная

завышенная,

заниженная.

Американскому психологу Уильям Джеймсу (1842-1910) принадлежит формула самооценки человека[25]:

Уровень притязаний - уровень сложности, который планируется достичь и преодолеть в процессе последующей активности.

Уровень самооценки можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо понижая притязания (знаменатель).

1.3. Самоконтроль – проявляющийся в осознании и оценке человеком собственных действий.

1.4.Самопринятие – выработка системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

«Я-концепция», - совокупность представлений человека о самом себе.

Виды «Я-концепции».

Реальная - представление личности о себе, которое соответствует действительности.

Идеальная - представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть

У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить (позитивным и негативным последствиям): с одной стороны, к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, стать источником самосовершенствования личности.

Выделяют три сферы сознания человека:

1. отношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Уровни отношения к другим людям:

1. эгоцентрический - если мне помогают, то – хорошие люди;

2. группоцентрический - если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший;

3. просоциальный - поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;

4. эстохолический - милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку.

3. Психические состояния человека.

Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.

Психические состояния характеризуют временное повышение или понижение общей активности психической деятельности человека под влиянием внешних условий или внутренних факторов.

В психическом состоянии можно выделяют три компонента

мотивационно-побудительное,

эмоционально-оценочное,

активационно-энергетическое.

3.1. Свойства психических состояний.

Целостность - характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность - заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, динамика завершение).

Устойчивость - психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека.

Полярность - каждому психическому состоянию соответствует противоположное (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).

3.2. Классификация психических состояний.

Выделяют следующие типы психических состояний:

- состояния с преимущественно выраженные эмоциональными компонентами (переживания);

- мотивационно-личностные состояния (мотивационной сферы), в которой наиболее ясно просматривается связь с мотивами и сознанием целей;

- функциональные (рабочие) состояния – наиболее явно связанные с работоспособностью.

Бодрствование – активное состояние сознания, которому соответствует активизация всего организма, позволяющая улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память, реагировать адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.

Сон более подробно рассмотрен в отдельном параграфе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: