• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
По форме [21]
• Проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности.
• Эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира.
• Этическое – определяет нравственные установки человека
По Зинченко Владимиру Петровичу (1931- по настоящее время).
I. Бытийное – включает биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы.
II. Рефлективное - включающее значение и смысл.
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.
Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
|
|
2.9.3. Функции сознания.
Отражательная - организует познавательные процессы, благодаря памяти.
Оценочная - принимает участие в формировании эмоций и чувств, на уровне сознания человек оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная - изобретательство и творчество организуются на сознательном уровне.
Рефлексивная - это способность человека анализировать свои мысли, поступки, наблюдать за собой, оценивать себя, осмысливать, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая - человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Время образующая - отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.
2.9.4. Взаимодействие сознания и подсознания (бессознательного).
Все психические явления делят на две группы.
Сознательные – осознаются самим человеком.
Бессознательные – человек не осознает у себя, проявляются непроизвольно.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов.
Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются для осознанного управления своим поведением.
Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.
А. Г. Асмолов[22] предложил делить проявления бессознательного на группы:
|
|
♦ надиндивидуальные надсознательные явления – усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком, усваивается через подражание.
♦ неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.)
♦ неосознаваемые резервы органов чувств – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета.
♦ неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач и определяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.
Сознательное и бессознательное обеспечивают адаптацию человека к внешнему миру.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, но многие поведенческие акты совершаются на бессознательном уровне.
Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
2.9.5. Самосознание.
Самосознание - ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде[23].
Образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
Критерии самосознания:
1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2. осознание своей активности – «Я управляю собой»;
3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
Структура самосознания:
1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4. эмоциональное, чувственное представление о себе.
Самосознание включает в себя:
· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
1. Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.
1.1. Самопознание – направленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей; осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.
1.2. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей[24].
Виды самооценки:
адекватная
завышенная,
заниженная.
Американскому психологу Уильям Джеймсу (1842-1910) принадлежит формула самооценки человека[25]:
Уровень притязаний - уровень сложности, который планируется достичь и преодолеть в процессе последующей активности.
Уровень самооценки можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо понижая притязания (знаменатель).
1.3. Самоконтроль – проявляющийся в осознании и оценке человеком собственных действий.
1.4.Самопринятие – выработка системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.
|
|
«Я-концепция», - совокупность представлений человека о самом себе.
Виды «Я-концепции».
Реальная - представление личности о себе, которое соответствует действительности.
Идеальная - представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть
У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить (позитивным и негативным последствиям): с одной стороны, к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, стать источником самосовершенствования личности.
Выделяют три сферы сознания человека:
1. отношение к себе;
2. отношение к другим людям;
3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Уровни отношения к другим людям:
1. эгоцентрический - если мне помогают, то – хорошие люди;
2. группоцентрический - если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший;
3. просоциальный - поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;
4. эстохолический - милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку.
3. Психические состояния человека.
Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.
Психические состояния характеризуют временное повышение или понижение общей активности психической деятельности человека под влиянием внешних условий или внутренних факторов.
В психическом состоянии можно выделяют три компонента
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное,
активационно-энергетическое.
3.1. Свойства психических состояний.
Целостность - характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.
Подвижность - заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, динамика завершение).
Устойчивость - психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека.
|
|
Полярность - каждому психическому состоянию соответствует противоположное (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).
3.2. Классификация психических состояний.
Выделяют следующие типы психических состояний:
- состояния с преимущественно выраженные эмоциональными компонентами (переживания);
- мотивационно-личностные состояния (мотивационной сферы), в которой наиболее ясно просматривается связь с мотивами и сознанием целей;
- функциональные (рабочие) состояния – наиболее явно связанные с работоспособностью.
Бодрствование – активное состояние сознания, которому соответствует активизация всего организма, позволяющая улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память, реагировать адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.
Сон более подробно рассмотрен в отдельном параграфе.