Эмоции – (от лат. «emotion» – волнение) – субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, выражающиеся в форме непосредственных переживаний, являющиеся важным фактором регуляции человека.
3.4.1. Различия людей в эмоциональной сфере.
- эмоциональной возбудимости.
- длительности
- устойчивости
- силе
- глубине
- доминированию положительных или отрицательных эмоций.
3.4.2. Особенности определяющие индивидуальные различия людей.
- тип нервной системы;
- восприятие;
- память;
- воображения;
- волевые качества.
3.4.3. Специфика эмоций.
1. Врожденный характер – доказывается тем, что люди принадлежащие к разным культурам способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление).
2. Социальный характер - проявляются под влиянием внешнего воздействия, за исключением физиологических процессов, происходящих в самом организме (болезнь, голод).
|
|
3. Проявляются эмоции: в выразительных движениях мимике (выразительные движения лица, пантомимике (выразительные движения всего тела); выражаются речи (интонации, тембре голоса).
4. Для выражения глубоких сложных чувств, человечество создало: музыку, живопись, скульптуру, поэзию.
5. Под влиянием эмоций изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, желез секреции и др.).
6. Способность к обобщению и коммуникации – в результате эмоциональных сопериживаний, возникающих в общении с другими людьми.
7. Предметность – мы восторгаемся, печалимся или гордимся кем-то или чем-то; предмет эмоций может быть не только реальным (существующим), но и идеальным (воображаемым).
8. Амбивалентность (двойственность) эмоций – один и тот же объект может вызывать противоречивые эмоции.
3.4.4. Функции эмоций.
1. Целеполагающая – определяет поведение человека постановку им тех или иных жизненных целей.
2. Коммуникативная – позволяет понимать друг друга, не пользуясь речью, судить о состояниях, преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
3. Оценочная – выражающая значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.
4. Побуждающая – в зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направленно на овладение необходимым или на прекращение неуспешного действия или выбор другого.
5. Активирующая - регулирует тонус и влияет на продуктивность деятельности (темп, ритм).
6. Регуляторная – прошлый опыт успешных или неуспешных действий определяет выбор действия в текущей ситуации.
|
|
7. Синтезирующая – соединение в единое целое отделенных, связанных во времени событий и фактов. Например, актуализация одного элемента, иногда против воли субъекта, вызывает воспроизведение в сознании других его элементов.
8. Экспрессивная (выразительная) - органические изменения периферического характера (покраснение, побледнение, учащение дыхания, сердцебиение и т.п.), выразительные движения (мимика – движения лица, пантомимика – движения всеготела), вокализация – интонация и тембр голоса.
9. Подкрепляющая – события, вызвавшие сильные эмоции надолго остаются в памяти.
10. Приспособительная - благодаря вовремя возникшей эмоции, организм приспосабливается к окружающим условиям.
11. Отражательная – позволяет определить полезность или вредность воздействующих факторов.
3.4.5. Физиологические механизмы возникновения эмоций и чувств.
Нервно-физиологический механизм эмоций следующий: возникающий в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения распространяется и на подкорковые центры, а через них на вегетативную систему и тем самым вызывает внешнее проявление эмоций.
В процессе деятельности человека утомляется по преимуществу нервные клетки коры больших полушарий, а нервные клетки подкорки такому утомлению подвержены в меньшей степени, что создает резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении.
3.4.6. Совершенствование высших эмоций и чувств осуществляться посредством.
• включение в эмоциональную сферу новых объектов, людей, событий;
• повышение уровня сознательного контроля своих чувств;
• постепенное включение в нравственную сферу все более и более высоких ценностей и норм (совесть, порядочность, чувство долга, ответственность).
3.4.7. Классификация эмоциональных состояний.