Реформирование экономики

Застой (от Хрущёва к Горбачёву).

Сплавы с особыми тепловыми и упругими свойствами

В ряде случаев требуются сплавы с самыми разнообразными свойствами, например, сплавы с коэффициентом линейного расширения, равным коэффициенту линейного расширения стекла, или с коэффициентом, равным нулю, а т.ж. с максимальным коэффициентом. Легируя железо разным количеством никеля, можно получить сплавы с различным коэффициентом линейного расширения. Сплав с 36% Ni называют инваром (неизменный), он практически не расширяется при нагреве. Если заменить часть никеля кобальтом получается сплав - суперинвар с еще меньшим коэффициентом теплового расширения. Сплав с 48% Ni имеет коэффициент линейного расширения как у стекла и платины, он получил название платинита. В ряде случаев требуется металл с постоянным, не изменяющимся с температурой модулями упругости (Е, G), применяемый для деталей различных точных приборов. Такие сплавы называют элинварами (постоянная упругость), они содержат 36% Ni, 8% Cr, остальное - железо. Температурный коэффициент модуля нормальной упругости сплава Н35ХМВ настолько мал, что, например, обеспечивает температурную погрешность хода часов порядка 0,5 с в сутки на 1оС. Элинвары применяют в нагартованном состоянии, Н35ХМВ - после закалки с отпуском или закалки с последующей пластической деформацией.

Действующие лица.
Свергнув Хрущёва, заговорщики разделили два его главных поста. Первым секретарём ЦК стал Брежнев, председателем Совета министров - Косыгин.

Леонид Ильич Брежнев (1906-1982). Начинал рабочим. Образование - сельскохозяйственное училище и металлургический институт. Почти сразу после института, в 1937-м пошёл на партийную работу. Накануне войны был одним из секретарей Днепропетровского обкома партии. В высший эшелон управляющих Брежнев пробился лишь после войны: к концу 1952 года он постепенно из первых секретарей обкома дорос до секретаря ЦК КПСС и кандидата в члены Президиума ЦК. В марте 1953 года сталинские наследники сослали его в политуправление армии и флота (даже не начальником), в 1954-м его перевели командовать компартией Казахстана. В 1956 году Брежнев снова стал секретарём ЦК (а после мятежа "антипартийной группы" вошёл в Президиум). В 1960-м Хрущёв понизил его до председателя Президиума Верховного Совета СССР. Однако в 1963-м Брежнев снова вошёл в число секретарей ЦК и стал, по-видимому, главным двигателем заговора против Хрущёва. 14 октября 1964 года именно Брежнев стал первым секретарём ЦК.

Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980). Сын рабочего. С пятнадцати лет в Красной Армии. Образование - кооперативный техникум и текстильный институт. Из третьего поколения сталинских управленцев, поднявшегося наверх в результате чисток 1937-1938 годов. Из начальника цеха на фабрике он к 1939 году дорос до наркома текстильной промышленности. В том же 1939-м вошёл в ЦК; с 1940 года - зампред Совнаркома. В годы войны руководил эвакуацией промышленности. С сентября 1948-го - член Политбюро (сменил Жданова в составе "девятки"). Таким образом, до сих пор карьера его очень напоминала судьбу Сабурова и Первухина, но в октябре 1952-го Косыгин стал лишь кандидатом в члены Президиума ЦК. Впрочем, после смерти Сталина его судьба снова сблизилась с другими представителями "третьего поколения". При первом разделе "сталинского наследства" его перевели на второстепенный министерский пост (лёгкой и пищевой промышленности); в декабре 1953-го вернули зампредом Совмина. Продвижению его, по-видимому, способствовала поддержка им Хрущёва против "антипартийной группы". В мае 1960 года он вошёл в состав Политбюро и тогда же стал первым заместителем председателя Совмина. Таким образом, в правительстве он оказался первым человеком после Хрущёва, к тому же специалистом. Неудивительно, что именно Косыгин и занял с конца 1964 года пост председателя Совета министров.

Сельское хозяйство.

Положение в стране было таково, что пришедшие к власти ощущали потребность в срочных переменах. В 1965 году были проведены реформы в двух направлениях. Первое касалось деревни.
Реформа
. На ближайшем Пленуме ЦК, в марте 1965 года, Брежнев выступил с докладом "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства". Этот доклад определил политику властей по отношению к сельскому хозяйству на весь брежневский период. Кратко её можно описать как увеличение капиталовложений в сельское хозяйство. По всей стране в деревнях стали строиться большие животноводческие комплексы. Резко выросли расходы на химические удобрения для сельского хозяйства. Было облегчено кредитование для колхозов, упрощено управление, понижены налоги. С колхозов списали часть долгов. В течение 1965-1977 годов в полтора раза выросли закупочные цены на сельскохозяйственные продукты при сохранении розничных цен в магазинах. Завершился перевод колхозников на твёрдую зарплату (в новом колхозном уставе 1969 года трудодни уже не присутствовали).
Результаты
. Однако увеличение капиталовложений не дало желанной отдачи. Осваивались они неудачно, зачастую оказываясь ненужными на местах. В полной мере проявилось в 70-е годы отрицательное воздействие твёрдой зарплаты на стимулирование труда. Теперь большой урожай стал для колхозников даже большей бедой, чем неурожай: ведь его ещё убирать надо. Попытки ввести систему материального стимулирования в деревне не укладывались в рамки государственной идеологии. В Казахстане в 1970 году один из председателей колхозов (Худенко) получил тюремный срок за введение системы оплаты труда, при которой каждый крестьянин получал столько, сколько заработал.
При этом город всё равно оставался более привлекательным для жизни: там и социальная сфера лучше развита (досуговые учреждения, образовательные, медицинские учреждения…), и перспективы для продвижения имеются. Сельское население продолжило сокращаться. Импорт хлеба, мяса, масла за 20 лет после 1965 года увеличился на порядок.

Промышленность.
Косыгинская реформа
. Полугодом позже, осенью 1965 года, началась реформа в промышленности, связываемая обычно с именем председателя Совета министров. Первым делом отменили наиболее неудобные хрущёвские нововведения - совнархозы и разделение партии.
Нововведения тоже касались организации производства. Во-первых, повысилась самостоятельность руководителей предприятий за счёт сокращения полномочий центральных планирующих органов. В три с лишним раза (с 30 до 9) снизилось число плановых показателей, устанавливавшихся "наверху". В вопросах же внутреннего планирования предприятия получили самостоятельность.
Во-вторых, реформа стремилась усилить материальное стимулирование добросовестной работы. Из прибыли предприятиям разрешили создавать фонды материального стимулирования.
В-третьих, реформа стремилась повысить качество выпускаемых товаров. Для этого в качестве важнейшего отчётного показателя появился объём проданной (а не просто произведённой, как раньше) продукции.
В то же время, реформа была не вполне последовательной. Уже с 1967 года началось увеличение как числа, так и полномочий центральных министерств.
Достижения
. Косыгинская реформа имела некоторый положительный результат. Восьмая пятилетка (1966-1970 годы) дала небольшое, но увеличение прироста национального дохода (с 6,5 до 7,7 % в год); небольшое, но увеличение прироста производительности труда (с 6 до 6,8 % в год). Почти прекратилось падение фондоотдачи (с -3 % до -0,4 %).
В 1975 году пустили первую очередь БАМа - Байкало-амурской железнодорожной магистрали. Её строительство началось ещё при Сталине, но наиболее активно велось в брежневские годы. Для своего времени это был такой же громкий и грандиозный проект, как электрификация всей страны в 20-е годы или целина при Хрущёве. Постройка БАМа тоже велась в значительной степени за счёт труда комсомольцев-энтузиастов.
Неудачи
. Этим успехи и ограничились. Во-первых, даже приведённые официальные цифры некоторыми ставятся под сомнение. Нельзя не учитывать, что предприятия широко пользовались правом самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Это позволяло обеспечивать требуемый планом прирост прибыли без действительного роста производства - только за счёт роста цен. Для борьбы с этим явлением специально в 1965 году был создан Госкомитет цен, однако значительной пользы он не принёс. В 1979 году предприняли другую меру - ввели в отчётность показатель нормативной чистой продукции, или вновь созданной стоимости. Теоретически этот показатель позволял оценить объём производства независимо от завышения цены на готовый продукт. Однако на практике никаких изменений это не дало.
Во-вторых, даже по статистическим показателям не всё было в порядке. Достижения 8-й пятилетки всё-таки не дотягивают до уровня 50-х годов. А со следующей, 9-й, пятилетки началось падение всех показателей. Особого упоминания заслуживает сокращение капиталовложений в народное хозяйство СССР с 1970-х годов. Таким образом, подрывалась будущая промышленность.
Научно-технический прогресс
. Помимо чисто статистических, есть и другие показатели экономических проблем Советского Союза. В полной мере проявилась проблема избытка выпускников вузов, так называемых инженерно-технических работников (ИТР). Рабочие получали больше, чем специалисты с высшим образованием, и всё равно рабочих не хватало. Не были редкостью случаи, когда люди с высшим образованием уходили на малоквалифицированную работу физического характера. Каждую осень студенты и преподаватели вузов, сотрудники научных учреждений и другие представители умственного труда обязаны были отработать определённое время (до месяца) на уборке урожая в колхозах.
За счёт чего это происходило? Советская образовательная система примерно соответствовала западному уровню - и по числу, и по уровню подготовки специалистов. Однако уровень автоматиации производства, использования робототехники на производстве в СССР был гораздо ниже. Даже те капиталовложения, которые всё-таки производились, уходили не столько в переоборудование уже существующих предприятий, сколько в строительство новых (а их вводилось в строй не так уж много). Как следствие, основная часть советской промышленности работала на морально устаревшем оборудовании. Техническое отставание советского производства и подчёркивал избыток ИТР.
Научно-производственные объединения
. Ещё одна проблема - чрезмерная бюрократизация производственного процесса в Советском Союзе. Как пример его проявления можно привести отставание от западных стран по темпам внедрения передовых научно-технических разработок в промышленность. Отставали в несколько раз. В среднем изобретение доходило до производства лет через десять, успев изрядно устареть.
На борьбу с излишней бюрократизацией среднего звена управления направлялась реформа 1973 года. Тогда по всей стране стали создаваться научно-производственные объединения (НПО) и промышленные объединения в промышленности, а вслед за ними и агропромышленные объединения. Создание объединений подразумевало объединение всех предприятий, задействованных в одной производственной цепочке (включая, если надо, и научные учреждения). Это позволяло свести бюрократию в рамках данного производства к минимуму. При этом объединениям предоставлялась относительно широкая свобода в хозяйственной деятельности. Получается нечто вроде хрущёвских совнархозов, только гораздо меньших размеров, а потому более манёвренных.
НПО получили широкое распространение по стране: к 1980 году они выпускали почти половину (48 %) всей продукции. Однако объединение предприятий в большинстве случаев не влекло повышения производительности труда. Производственные и научно-производственные объединения должны были вписываться в ту же систему государственного регулирования, в систему министерского планирования. При столкновении принципов хозяйственной инициативы с централизаторскими принципами предпочтение отдавалось последним. Так НПО и не помогли справиться с проблемами.
Материальное стимулирование
. Один из показателей и, в то же время, коренных причин проблем советской экономики - уравниловка, напрямую связанная со слабой материальной заинтересованностью работников всех уровней в результатах работы. Планы в большинстве случаев устанавливались так, чтобы выполнить их мог любой безо всякого напряжения. Но перевыполнять план, как в стахановские времена, не было никакого резона, поскольку это только приводило к повышению нормы выработки, и на следующий месяц пришлось бы делать столько же уже безо всякой премии - причём всему цеху, а не только одному мастеру. В результате производительность труда оказывалась гораздо ниже, чем могла бы быть.
Уже в самом конце 70-х годов власти предприняли попытку разбудить трудовой энтузиазм рабочих поощрением ударников. По всей стране пропагандировался так называемый метод Злобина - бригадный подряд. Бригада брала обязательства выполнить определённую работу к указанному сроку, за что получала твёрдую плату. Если делали быстрее - получалась выгодно. Если смогли сэкономить на материалах - получали премию. Другой образец ударной работы, получивший известность в конце 70-х - Щекинский метод (по названию селения в Тульской области). Он подразумевал материальное поощрение за совмещение профессий и увеличение производительности труда иными способами.
Однако эти нововведения неизбежно ставили вопрос о дальнейшем расширении хозяйственной инициативы на низовом уровне, что противоречило жёстко централизованной системе. Поэтому они обставлялись множеством инструкций, противоречивших их первоначальному смыслу. Значительного влияния на развитие страны эти инициативы не оказали.
"Теневая экономика"
. Уравниловка обуславливала глубоко формальный подход к делу. Распространённым явлением стала некачественная работа и мелкое воровство на предприятиях, что самими рабочими и не рассматривалось как нечто предосудительное ввиду распространённости этого явления. Одновременно частная инициатива проявлялась в "теневой экономике".
Это понятие включает, во-первых, частную производственную деятельность - это мелкое производство и торговля, бытовое обслуживание. Например, "левая работа" - подработка в собственный карман с использованием казённых средств производства. Сюда же можно отнести торговлю дачными продуктами.
Более важная составляющая "теневой экономики" - мафиозные образования, живущие на крупном воровстве и сросшиеся с руководством торговых или производственных предприятий. Логика этой мафиозной составляющей теневой экономики вполне объяснима. При Сталине можно было удержаться в руководстве, только выдавая максимум. Теперь же для отчёта достаточно было выполнить план, частично даже за счёт махинаций и приписок. Всю остальную продукцию можно пустить "налево" (продать неофициально). Другой вариант: каждый директор знает, что его заявки не будут удовлетворены полностью, поэтому запрашивает больше, чем нужно, и "выбивает" максимум того, что может, по необходимым ему материалам. Если остаются излишки - обменивает их с другими предприятиями. В любом случае для реализации "левой" продукции нужны были неформальные связи с руководством других предприятий, торговых или промышленных.
Так выстраивалась целая подводная система, основанная на воровстве у государства и на взятках. Взяточничество особенно пышно расцвело в Средней Азии. На каждую должность, способную приносить доход, там существовали свои расценки - вплоть до должностей министров союзных республик. Цена должности зависела от дохода, который она могла принести, опять же, за счёт взяток. Наиболее высокие цены измерялись сотнями тысяч рублей (месячная зарплата начинающего специалиста - немногим более 100 рублей).

Государство всеобщего благосостояния.
Повышение уровня жизни
. Целенаправленно стала повышаться зарплата, так что реальные доходы населения выросли за первое брежневское десятилетие почти в полтора раза. Конечно, реальные доходы населения в целом, да ещё и по официальной статистике, понятие очень относительное. Однако эта цифра доказывает, что рост благосостояния действительно происходил. Широко строилось новое жильё (17 % всех капиталовложений в народное хозяйство в 8-й пятилетке и 14 % - в 10-й). Быстро росла сумма вкладов в Сбербанк.
Источник средств
. Итак, работать стали хуже, а жить - лучше. Откуда взялись деньги? Источником денег стала нефть. Как раз в начале 60-х годов были разведаны западносибирские нефтяные и газовые месторождения, развернувшиеся на полную мощность во второй половине 60-х годов. В 1972-73 годах удачно подгадал мировой кризис с повышением цен на нефть в несколько раз. С 1960 по 1985 год доля сырья в советском экспорте увеличилась с 16 до 54 %; одновременно доля машин и сложной техники сократилась в два раза. В 1980 году западносибирская нефть давала более 50 % всей нефтедобычи СССР.
Дефициты
. Но и нефть не могла служить бесконечным источником процветания. В 80-х годах всё более заметными становятся дефициты. "Дефицит" - это товар, который невозможно купить в магазине: его привозят редко и мало, он весь расходится "среди своих". Если изначально "дефициты" - это действительно редкие и дорогие товары, то постепенно в этот разряд стали попадать вполне простые продукты (к середине 80-х они распределялись нормированно) и товары лёгкой промышленности. Тем не менее, нормированного распределения для жизни вполне хватало, и вопрос о выживании больше не стоял ни в городе, ни на селе. Уровень жизни у большинства населения был несравним с серединой века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: