Общественная жизнь

Застой в экономике дополнился застоем к области политической.
Государственная идеология.
Ресталинизация
. Одна из характеристик периода застоя - то, что именуется обычно реабилитацией Сталина. Никто специально не выступал с речами против хрущёвского выступления на XX съезде, не принималось официальных решений по прекращению критики культа личности. Просто сразу после отставки Хрущёва стали появляться литературные, а потом и кинематографические работы, изображающие Сталина в качестве мудрого вождя. Тенденция была настолько явной, что в 1966 году, накануне XXIII съезда партии, на имя Брежнева было направлено письмо 25 известных деятелей культуры и науки о недопустимости реабилитации Сталина. В ответ Брежнев на XXIII съезде партии выступил с критикой очернительства. Один из следующих ораторов разъяснил это понятие, приведя в качестве примера солженицынского "Ивана Денисовича", опубликованного на закате хрущёвской эпохи в рамках второй волны критики культа личности. Соответствующим образом было оценено то очень ограниченное вольнодумство, которое позволили себе проявить некоторые представители общественных наук. В 1970 году с должности главного редактора "Нового мира" сняли Твардовского. Всё более жёстко работала цензура во всех видах искусства; многие уже отснятые фильмы оказывались под запретом. Регулярным (хотя и не массовым) явлением стала эмиграция более-менее заметных деятелей культуры.
Развитой социализм
. Раскритикован был Хрущёв с его "волюнтаризмом" и "коммунизмом через двадцать лет". Взамен было объявлено, что СССР достиг этапа развитого социализма, который стремится к коммунизму. Но без точных сроков превращения одного в другое. Это определение - "развитой социализм" - было закреплено в новой Конституции 1977 года. Других принципиальных отличий от "сталинской конституции" она не имела.

Диссиденты.

Таким образом, хрущёвские достижения в области десталинизации не только не были развиты, но и произошёл откат. Протест против этого вызвал значительный рост диссидентского движения, которое проявилось наиболее ярко именно на брежневском этапе.
Становление
. К декабрю 1965 года относится первая публичная демонстрация протеста против ущемления прав граждан. Несколько десятков демонстрантов в Москве выступили против ареста Юлия Марковича Даниэля и Андрея Донатовича Синявского. Этих двух литераторов арестовали за публикацию своих сочинений на Западе (под псевдонимами). Сочинения не совсем укладывались в рамки советской цензуры, но антисоветских призывов не содержали. После суда Даниэлю и Синявскому дали 7 и 5 лет лагерей соответственно.
После дела Даниэля-Синявского диссидентское движение, можно сказать, становится на регулярную основу. Становятся ясны правила игры: можно выступать против режима с риском получить несколько лет лагерей, если уж явно выйдешь за расплывчатые рамки дозволенного, но без риска быть расстрелянным. Находятся люди, которые принимают эти правила. Они очень разные - диссиденты. Разные по характеру, по направленности убеждений, по их стойкости, по степени интереса к политическим вопросам. Их объединяет одно - они выступают за демократические свободы. За право говорить и писать то, что думаешь.
Правозащитные организации
. В 1970 году в СССР появляется Комитет прав человека (на следующий год он становится филиалом Международной лиги прав человека).
В 1975-м Советский Союз подписал Заключительный акт европейского совещания, проходившего в Хельсинки. Основное значение этого договора относится к внешней политике - это закрепление существующих европейских границ и отказ от их изменения посредством силы. Но в качестве второстепенного условия все страны обязались соблюдать демократические права человека. Пользуясь этим, с 1976 года активисты стали создавать в СССР " хельсинкские группы ", которые требовали от властей выполнения этих обязательств. Все эти, а также другие события из общественной жизни, которые замалчивались властями, отражались в "Хронике текущих событий", которая издавалась диссидентами самиздатовским способом.
Стоит обратить внимание на то, что все эти организации действовали не подпольно, а, напротив, открыто и только законными методами. Более того, от властей они требовали не столько изменить законы, сколько соблюдать существующие. Поэтому основную часть диссидентов именуют правозащитниками.

Одним из наиболее известных правозащитников; символом правозащитного движения стал Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989). Один из разработчиков водородной бомбы, Сахаров стал после её создания одним из самых убеждённых сторонников мирного сосуществования держав. Одновременно он очень досаждал властям Советского Союза открытыми обращениями в пользу развития гласности и демократии. В 1975 году ему присудили Нобелевскую премию мира. Академический титул и всемирная известность позволяли ему то, чего не смог бы простой смертный, однако и он с 1980 года жил в ссылке в Горьком (Нижнем Новгороде).

Репрессии
. Власти отреагировали, во-первых, ужесточением цензуры. Для наиболее известных оппозиционеров стала применяться высылка за границу. Так, в 1974-м был выслан Солженицын - после публикации за рубежом "Архипелага ГУЛАГа" (книги о сталинских лагерях). Ещё раньше, в 1970-м, он получил Нобелевскую премию.
Против остальных существовали две основные меры борьбы. Часть получала лагерные сроки за "ложные измышления, порочащие государственный строй" и нарушение общественного порядка. К другим применялся более простой способ - их отправляли в психиатрические больницы "до излечения". В 1979 году глава КГБ Андропов развернул генеральное наступление против диссидентов, основная часть которых находилась под колпаком у спецслужб. Было арестовано порядка полутысячи ведущих диссидентов, после чего движение сошло на нет.
Но неудовлетворённость в широких кругах оставалась. Диссиденты были всего лишь наиболее активной частью общества, выражавшей эту самую неудовлетворённость. Сталина или боялись, или любили и испытывали гордость за страну. Брежнева немного побаивались, но не уважали и с завистью поглядывали на Запад. Сложился определённый общественный договор: граждане открыто не выступают против государственной идеологии; государство не обращает внимания на то, кто что говорит у себя на кухне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: