Направления дальнейшего совершенствования знаний
1. Попробуйте доказать, что этническая психология может быть вполне самостоятельной отраслью научных знаний.
2. Классифицируйте по конкретным признакам основные отличия предметов исследования этнической психологии и других наук.
3. Разработайте методологические подходы к осмыслению сущности, с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей волевого поведения представителей конкретной этнической общности.
4. Сформулируйте самые перспективные направления этнопсихологических исследований.
Управление персоналом – специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. Современная концепция управления персоналом основана на принципах и методах, как административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.
Управление персоналом является стратегической функцией менеджмента и предполагает разработку кадровой стратегии, подбор персонала, исходя из стратегии организации, стимулирование с учётом качества индивидуальной деятельности, создание благоприятного социально-психологического климата на местах.
Персонал – полный личный состав наёмных работников. Кадры – это часть персонала, состоящая в штате организации. (В.Р. Веснин)
Сегодня персонал является стратегическим фактором, определяющим будущее организации, что превращает его в человеческие ресурсы – совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. (В.Р. Веснин)
Управление человеческими ресурсами - это процесс найма, обучения, оценки, компенсации, решения вопросов безопасности труда, обеспечения необходимых условий работы и справедливого отношения к работникам. (Г. Десслер)
Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами означает движение:
· от узкой специализации и ограниченной ответственности к широким профессиональным и должностным профилям;
· от спланированного карьерного пути к гибкому выбору траектории профессионального развития;
· от контроля персонала к созданию возможностей его развития;
· от закрытого к открытому отбору специалистов.
Одно из основных преимуществ ресурсного подхода – возможность определить цену этого ресурса для компании, эффективность его использования в различных ситуациях и видах бизнеса, а потому и обосновано поставить его в конкурентные отношения с другими ресурсами.
Причинами принципиального иного отношения к работникам в постиндустриальном обществе являются следующие:
1. Изменение содержания труда, обусловленное внедрением качественно новых (прежде всего информационных технологий).
2. Снижение возможностей контроля над исполнителями и необходимость в связи с этим широкого введения самоконтроля.
3. Повышение требований к качеству во всех его ипостасях.
4. Широкое распространение коллективной и командной организации труда.
5. Значительное повышение образовательного и культурного уровня населения.
6. Общая демократизация социально-экономической жизни общества.
7. Рост стоимости рабочей силы.
8. Увеличение неопределенности и скорости протекания экономических процессов, темпов изменений.
9. Обострение глобальной конкуренции, существенно поднявшей планку требований к работникам.
10. Опыт передовых компаний, добившихся значительных успехов за счет персонала.
Прежняя парадигма рассматривала работников как рядовой фактор производства, потребляемый в нем, также как материалы, сырье, оборудование. Как результат возникала задача минимизации вложений в него и его всемерной экономии, что приводило к нищенской зарплате и 16-18 ч. рабочему дню в XIX веке.
Идеи о человеческом капитале впервые были озвучены в XVII веке, а основные положения современной теории высказаны в статьях Т. Шульцем и в книге Г. Беккером.
Человеческий капитал представляет собой совокупность имеющихся у людей профессиональных способностей, навыков, знаний и мотиваций, поэтому измерить его с той же точностью, что и материальные ресурсы невозможно. Это, прежде всего, интеллектуальный капитал.
Человеческий капитал организации характеризуют:
· Численность и структура работников;
· Уровень образования;
· Профессиональная подготовка, навыки, опыт;
· Обладание экономически значимой информацией;
· Духовное и телесное здоровье обладателя, обеспечивающее его нормальную трудоспособность;
· Культурно-личностная ориентация;
· Гражданская ответственность;
· Производственная и социальная активность, мобильность.
Выделяют две основные разновидности человеческого капитала:
· Общий (перемещаемый), представляет собой совокупность теоретических универсальных знаний и навыков, применимых в любой организации;
· Специальный (неперемещаемый) в виде знаний и навыков, имеющих значение только для данной компании (знание особенности рабочего места, технологий и т.п.).
Принципы управления персоналом:
1. Научность в сочетании с элементами искусства.
2. Целенаправленность.
3. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.
4. Последовательность.
5. Непрерывность.
6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
7. Обеспечение единства прав и ответственности.
8. Состязательность участников управления.
9. Максимально широкое вовлечение исполнителей в подготовку и принятие решений.
10. Безусловное соблюдение законодательства о труде.
Другие принципы управления персоналом:
1. Ориентировка на будущее;
2. Поддержание баланса интересов организации и работников;
3. Создание условий для минимизации увольнений и сохранения занятости;
4. Широкое сотрудничество с профсоюзами;
5. Максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства, поддержание чувства самоуважения.
6. Немедленное реагирование на изменение поведения;
7. Доверие между администрацией и работниками, максимальное делегирование полномочий и ответственности;
8. Привлечение на работу специалиста высокой квалификации;
9. Поощрение несогласия;
10. Четкое определение требований к персоналу и ожидаемых от него результатов.
Цель управления человеческими ресурсами – максимизация производительности организации путём оптимизации эффективности работников наряду с улучшением условий труда и отношением к сотрудникам как ценным ресурсам.
В последние годы в сфере управления персоналом появился стратегический уровень и стала складываться его четкая система, ориентированная на развитие человеческого капитала, которую можно разделить на следующие основные подсистемы:
· Формирование и развитие персонала;
· Организация и обеспечение процесса управления (кадровое, техническое, информационное, правовое, финансовое, методическое, социально-психологическое и т.п.).
Управление персоналом – неотъемлемая часть работы каждого менеджера. И линейные менеджеры и менеджеры по персоналу выполняют множество функций по управлению человеческими ресурсами компании.
Линейные менеджеры выполняют следующую работу для эффективного управления ЧР компании:
· размещение необходимых людей на соответствующих рабочих местах;
· привлечение в организацию новых работников;
· улучшение качества работы каждого работника;
· создание обстановки творческого сотрудничества и развитие добрых взаимоотношений между работниками;
· интерпретирование политики и последовательности действий компании;
· контроль трудовых затрат;
· развитие способностей каждого человека;
· создание и поддержание морального климата отдела;
· забота о здоровье и физическом состоянии работников.
Менеджер по персоналу выполняет три следующие функции:
1. Линейная функция заключается в направлении действий людей его отдела.
2. Координационная функция - координирование действий персонала, которое часто называется функциональным контролем.
3. Кадровые (сервисные) функции – обслуживание линейных менеджеров. Это, например, помощь при найме, обучении, оценке, вознаграждении, продвижении и увольнении работников. Это также контроль выполнения различных программ льгот, профессиональной безопасности, жалобами и трудовыми отношениями.
Методы управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
1. Административные – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
2. Экономические – основываются на правильном использовании экономических законов производства.
3. Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Рисунок 1.
|
|
|
|
|
|
|
Для эффективного управления персоналом необходимо применять все три метода в зависимости от конкретной ситуации.