Лекция 3. Международные экономические отношения

Задача

Лабораторная работа №3

по дисциплине «Разработка САПР»

«Компьютерное моделирование динамических систем»

Выполнила:

Кузюкина Е.В., гр.45-08

Проверил:

Беспалов М.Е.

Москва 2012


Дана система из груза массой m = 1кг, связанного с безмассовой жесткой упруго закрепленной балкой.

Пусть 2l - длина балки, с0 - коэффициент жесткости пружины. Один конец балки закреплен на шарнире, расположенном на неподвижной опоре:

Пусть l = 1м, с0 = 1кг/с2.

В начальный момент времени происходит однократный вертикальный удар по грузу с величиной мгновенного ударного импульса S = 2 Н*с. Скорость груза получает мгновенное приращение, из чего следуют начальные условия:

(1)

Современные международные экономические отношения в последнее время все больше проявляются через качественно новые формы, в том числе:

· образование и расширение глобальных систем торговли и финансов;

· формирование и совершенствование международных форм кооперации производства, научно-технического сотрудничества;

· расширение процессов международной миграции трудовых ресурсов и капитала;

· функционирование и расширение международных корпораций;

· разработка, в связи со всем вышеперечисленным, международных норм и правил регулирования мирохозяйственных связей.

Для наиболее полного раскрытия современных тенденций и процессов в сфере международных экономических отношений необходимо рассмотреть два их аспекта – это сущность и формы международных экономических отношений и процессы интернационализации хозяйства.

Понятие, субъекты и формы международных экономических отношений (МЭО).

Интенсивное развитие международных экономических отношений является сегодня одной из отличительных особенностей функционирования мировой экономики. Развитие МЭО проявляется, в частности, через расширение и углубление экономических отношений между странами, регионами и отдельными хозяйствующими субъектами.

Развитие МЭО в современных условиях обоснована рядом причин:

· интернационализация производства в результате его выхода за национальные рамки и развития всесторонних связей между национальными производственными процессами;

· НТП, результатом которого является усиление технологических связей между производителями и углубление МРТ;

· развитие различных форм региональной интеграции, оказывающей влияние на повышение открытости национальных экономик стран-участниц процесса интеграции;

· возникновение и обострение глобальных проблем, для решения которых требуются скоординированные усилия многих государств.

Таким образом, международные экономические отношения (МЭО) – это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран в целях производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

МЭО имеют ряд отличий, которые позволяют характеризовать их как специфическую сферу хозяйственной деятельности человека. В качестве таких отличий можно выделить:

· МЭО охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки национальных границ;

· в сферу МЭО вовлекаются дополнительные ресурсы;

· в результате МЭО происходит межстрановое и межконтинентальное перераспределение и перемещение факторов производства и ресурсов;

· в ходе осуществления МЭО используются и разрабатываются новые специфические инструменты и механизмы взаимодействия между субъектами экономической деятельности;

· создаются и развиваются специфические организационные структуры.

Выделяется ряд уровней проявления МЭО, каждый из которых характеризуется своими субъектами международных экономических отношений. В качестве таковых уровней, в частности, выделяются:

· микроуровень – субъектами МЭО являются: отдельные граждане, предприятия, организации и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции и участвующие в сотрудничестве с хозяйствующими субъектами других государств;

· макроуровень – субъектами МЭО являются государства;

· наднациональный уровень – основными субъектами МЭО являются: международные организации, интеграционные союзы отдельных стран, наднациональные (международные) институты.

Спецификой современных МЭО является то, что в этот процесс вовлекаются все страны мира, независимо от уровня их социально-экономического развития, типа экономики и политической системы. Отдельные государства и другие вышеперечисленные субъекты втягиваются в МЭО с различными целями. В результате этого складывается определенная структура МЭО, которая включает:

· международную торговлю товарами и услугами (в том числе на международную торговлю товарами приходится 64% всех осуществляемых международных хозяйственных связей, на международную торговлю услугами – 17%);

· международный научно-технический обмен;

· международное движение капиталов (на него приходится в сумме около 17% международных хозяйственных связей, в том числе в форме прямых и портфельных инвестиций – 3% и 9%, соответственно, в форме ссудного капитала – 5%);

· международные валютно-финансовые и кредитные отношения;

· международную миграцию рабочей силы.

Факторы развития МЭО.

Становление и развитие МЭО обусловлено рядом объективных предпосылок, в качестве которых можно выделить следующие:

· Переход от натурального хозяйства к товарному и становление товарно-денежных отношений. Это связано, с одной стороны, с тем, что участие экономических субъектов в МЭО обусловлено стремлением к дополнительным прибылям и поэтому возможно только в условиях развития товарно-денежных отношений. С другой стороны, товарно-денежные отношения способствуют формированию национальных и мировых рынков.

· Великие географические открытия XV – XVI вв., благодаря которым начали устанавливаться торговые связи между различными странами и континентами, что определило становление мирового рынка.

· Качественный скачок в развитии производительных сил, что выразилось в увеличении масштабов производства. Этот качественный скачок в развитии производительных сил создал основу для расширения хозяйственных торговых связей между странами и дал мощный импульс развитию транспортной системы.

Углубление и дальнейшее развитие МЭО обусловлено следующими группами факторов:

· естественные факторы (природные, географические, демографические);

· приобретенные факторы (производственные и технологические);

· социальные, этнические, национальные, политические факторы.

В качестве наиболее серьезных факторов в историческим плане, оказавший наиболее мощное влияние на становление и развитие МЭО выделяются следующие:

· Первый блок факторов – природно-географические различия, которые определяют дифференциацию экономического потенциала различных стран и обусловили формирование системы МРТ.

· Второй блок факторов – становление машинной промышленности и организация массового производства, что обеспечило существенный рост производительности труда и создало предпосылки для развития МЭО через перенасыщение национальных рынков промышленной продукцией и необходимость взаимного обмена продуктами труда между странами.

· Третий блок факторов – преимущества, связанные с НТР, роль которой заключается в широком внедрении автоматизации, электронных систем управления и развитии кибернетики. Это отразилось, прежде всего на значительном увеличении затрат на разработку и внедрение новых технологий, что повлекло за собой объединение между странами усилий в области НИОКР.

· Четвертый блок факторов – вывоз капиталов в предпринимательской и ссудной формах. Расширение этих процессов привело к созданию ТНК и многонациональных корпораций. Международное кредитование же является неотъемлемым условием, обеспечивающим непрерывность процесса мирового воспроизводства.

· Пятый блок факторов – возникновение и обострение глобальных проблем, решение которых возможно только при объединении усилий на наднациональном и общемировом уровне.

Тенденции развития МЭО.

Современные МЭО представляют собой наиболее интенсивно развивающуюся сферу экономической деятельности (это касается всех форм МЭО):

· международная торговля товарами по темпам роста значительно опережает рост внутреннего производства национальных субъектов мирового хозяйства (опережение темпов роста внешнеторгового оборота над темпами роста ВВП в среднем в середине 90-х гг. составляло 1,5%, в том числе у США – 6%, у ЕС – 4,5%, у Японии – 4%);

· международная торговля услугами в последние два десятилетия растет в 3 раза быстрее международной торговли товарами;

· международное движение капиталов – рост прямых зарубежных инвестиций в 90-е гг. в три раза опережал рост экспорта, и в 4 раза – мирового производства;

· международный научно - технический обмен является наиболее динамичной формой МЭО. Удельный вес технологически новых товаров и услуг в 90-е гг. в экспорте США составил более 20%, в Японии – 18,5%, в Германии и Франции – 15%. В период с 1960 по 1985 количество участников международного научно-технического обмена увеличилось с 49 до 71;

· международная миграция рабочей силы испытывает также существенный рост – если в 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн. мигрантов, то в 1995 г. их количество увеличилось более, чем в 10 раз и составило 35 млн. человек, а в 1998 г. – уже 40 млн. человек.

Существенные изменения происходят и в географической структуре мирохозяйственных связей. В частности происходит интенсификация экономических связей между экономически развитыми странами – растет взаимодействие между США и Японией, в рамках ЕС, в рамках СНГ. Изменяется роль развивающихся стран на мировом рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Здесь происходит двоякий процесс: с одной стороны, развивающиеся страны теряют свои позиции на традиционных мировых рынках продовольствия и сырья (с 40% в 1960 г. до 28% в 90-х гг.); с другой стороны, НИС быстро завоевывают на мировом рынке все новые ниши (доля НИС Ю-В. Азии в мировом экспорте за последние 10 лет увеличилась более, чем на 7%).

После снижения удельного веса постсоциалистических стран в мировой экономике к середине 90-х гг., их доля постепенно начинает увеличиваться. Переход к рыночной экономике активизирует прилик капиталов в эти страны. Кроме того, происходит переориентация внешнеэкономических связей постсоциалистических связей на индустриально развитые страны и ослабление внутренних связей.

Понятие, субъекты и объекты международной торговли (МТ).

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще до возникновения целостного мирового рынка, и наиболее развита сегодня.

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира (это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран).

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Данный термин применим только к отдельно взятой стране.

Сущность международной торговли заключается в связывании национальных экономик в единую системы мирового рынка, который, в свою очередь, имеет характерные черты, выражающиеся в следующем:

· на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

· действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

· в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);

· приоритет политических факторов над экономическими;

· расчеты в свободно-конвертируемой валюте и международных счетных единицах.

Осуществление международной торговли предполагает существование два направления товаропотоков – экспорт и импорт.

Существует стандартная международная классификация видов экспорта и импорта, которая включает 5 видов экспорта и 5 видов импорта товаров (табл. 3.1.).

Таблица 3.1. Классификация видов экспорта и импорта в мировой экономике

Экспорт Вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране.
Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом.
Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК.
Временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.).
Реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.
Импорт Ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения.
Ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу.
Реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров.
Временный ввоз товаров из-за границы на международные выставки, ярмарки, аукционы, с последующем возвратом.
Ввоз продукции, полуфабрикатов, технологий, узлов и деталей в рамках транснациональных корпораций.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок – в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик определения внешней и международной торговли. В качестве таких характеристик можно выделить:

· Стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли: номинальный объем выражается обычно в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса; реальный объем представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

· Товарная структура – представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (на сегодняшний день мировая товарная номенклатура насчитывает свыше 20 млн. видов товаров потребительского и производственного назначения, а также более 600 видов услуг.

· Географическая структура – распределение торговых потоков между отдельными странами их их группами, выделяемые либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Субъектами международной торговли выступают все государства мира. Кроме того в современных условиях, когда активно идут интеграционные процессы, одними из ключевых субъектов международной торговли являются также транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК) – в 90-е гг. на их долю приходилось более 40% международной торговли, международные региональные группировки.

Объектами международной торговли являются продукты труда – товары и услуги.

Товар – это предмет труда, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, и произведенный для обмена, принимающий осязаемую и видимую форму. Услуга – это предмет труда, направленный на удовлетворение какой-либо общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму неосязаемого, невидимого продукта.

Товары делятся на торгуемые (товары, которые могут передвигаться между различными странами) и неторгуемые (товары, потребляемые в стране-производителе, и цена на которые устанавливается взаимодействием спроса и предложения на внутреннем рынке).

Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны и зависят от существующих торговых барьеров.

Обмен произведенной продукций на международном рынке происходит путем проведения коммерческих операций, предшествующих торговой сделке. Международная торговая сделка является решающей частью коммерческой операции и считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции.

Теории международной торговли.

Представления о том, что лежит в основе выгоды, получаемой государством в результате осуществления международной торговли, и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло выражение в эволюции теорий международной торговли.

Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана в экономическом учении меркантилистов в XV – XVIII вв. (Томас Мун, Уильям Петти и др.). Меркантилисты придерживались статического взгляда на мир, располагающего ограниченным количеством богатств. Поэтому богатство одной страны, по их мнению, могло возрасти лишь за счет обнищания другой. Меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно:

· поддерживать положительный платежный баланс, что позволяет увеличить приток денежных средств, обеспечить стабильное функционирование производства и занятость населения;

· регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов и других инструментов;

· ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране;

· запретить торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров

Школа меркантилизма просуществовала в течении 150 лет и внесла существенный вклад в теорию международной торговли. В частности впервые была подчеркнута значимость внешней торговли для экономического роста страны, был описан платежный баланс.

В основу классической теории легли теории Абсолютных преимуществ А. Смита и относительных преимуществ Д. Рикардо (применимость этих теорий по отношению к международной торговле обосновывается тем, что МТ возникает на основе МРТ).

В соответствии с теорией А. Смита:

· правительству следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

· государства должны специализироваться на производстве той продукции, где у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие государства;

· внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

· экспорт является положительным фактором для экономики страны, поскольку обеспечивает сбыт излишка продукции;

· субсидии на экспорт являются налогом с населения – они ведут к повышению внутренних цен и должны быть отменены.

Из теории А. Смита вытекает, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в те регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Здесь возникает противоречие, поскольку со временем преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, соответственно, и прекратится торговля.

Д. Рикардо в Теории относительных преимуществ показал, что торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Он ввел понятие альтернативная цена (это отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара). Необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Значение теории Д. Рикардо заключается в том, что она впервые описала баланс совокупного спроса и предложения, доказала, что страна получает выгоду от торговли, не нанося ущерб другим странам.

В 30-е гг. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию Д. Рикардо, обосновав необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношения и взаимосвязи (Теория соотношения факторов производства Хекшера – Олина). Согласно данной теории торговля основана на сравнительных преимуществах стран, а причиной сравнительных преимуществ является различие в наделенности стран факторами производства.

Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает недостаток факторов производства.

Общей слабостью всех классических теорий международной торговли является тот факт, что для того, чтобы они подтверждались на практике, необходимо множество ограничений и допущений. Поэтому и сегодня продолжается поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли.

На современном этапе существуют неоклассическая и неотехнологическая школы теории международной торговли. Неотехнологическая школа МТ возникла лишь в середине XX века и связывает преимущества на международном рынке с монопольной позицией фирмы (страны) – новатора. Согласно экономистам неотехнологический школы, государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

Выделяются следующие теории международной торговли неотехнологической школы:

· теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

· теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

· теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);

· теория внутриотраслевой торговли Б. Баласса (1967 г.).

· теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

Роль внешнеторгового обмена в системе МЭО.

Получаемые странами выгоды в результате осуществления международной торговли заключаются. Прежде всего, в следующем:

· благодаря МТ преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов;

· расширяется емкость внутреннего рынка и устанавливаются связи с мировым;

· обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

· развивается специализация страны и она активно включается в систему МРТ, а, следовательно, повышается эффективность использования ресурсов;

· расширение экспорта способствует повышению занятости;

· активное вовлечение в международную торговлю создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике, повышает адаптивность национальной экономики к изменению внешних факторов.

Кроме того, помимо указанных преимуществ, которые получает отдельно взятая страна от развития внешнеторгового обмена, он оказывает существенное влияние также и на развитие мировой экономики в целом. Это влияние заключается в следующем:

· увеличение внешнеторгового обмена между странами приводит к синхронизации экономических циклов в мировой экономике, усиливается взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран;

· через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

· рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции;

· международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей.

Таким образом, на современном этапе развития международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, являясь, с одной стороны, мощным фактором экономического роста, с другой – фактором увеличения взаимозависимости стран.

Вопросы для самостоятельного изучения по теме «Сущность и формы международных экономических отношений. Международная торговля.»:

1. Роль международных экономических отношений в современном мировом хозяйстве.

2. Причины и движущие факторы увеличения объемов и расширения международной торговли.

3. Роль и значение теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

4. Современные теории международной торговли.

Дополнительная литература по теме «Сущность и формы международных экономических отношений. Международная торговля.»:

1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992

2. Носкова И., Максимова Л. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 1995

3. Овчинников К. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. – М., 1998

4. Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И. Фаминского. – М., 1994

5. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. Уч. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998

6. Рикардо Д. Сочинения. Том 5. – М., 1955

7. Сабельников А.В. Международная торговля и торговая политика на рубеже XXI в. // Международный бизнес России, 1996, №11

8. Современные теории внешнеэкономических отношений. – М.: ИНИОН, 1992

9. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: ИНФРА, 1994

Международная торговля товарами (МТТ)

Исторически первой и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля товарами (МТТ), которая представляет собой форму связи между товаропроизводителями разных стран, возникающую на основе МРТ и выражающую их взаимную экономическую зависимость.

Со второй половины XX в. МТТ развивается высокими темпами. В период 1950-2000 гг. мировое производство ежегодно растет в среднем на 4%, а международная торговля – на 6% (в этот период мировое производство возросло в 6 раз, тогда как мировой торговый оборот вырос в 16 раз). О повышательных тенденциях развития международной торговли свидетельствуют данные таблицы 3.2.

Таблица 3.2 Динамика мирового промышленного производства и МТТ в 90-х гг., %

Показатели            
Мировое промышленное производство 2,6 1,5 2,4 2,4 3,7 3,5
Объем мировой торговли 4,8       9,2 8,8

На устойчивый рост международной торговли оказывает влияние ряд факторов:

· развитие МРТ и интернационализация производства;

· научно-техническая революция;

· активная деятельность ТНК;

· либерализация международной торговли с помощью ГАТТ;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции.

Можно выделить ряд особенностей, которыми характеризуется современный этап развития международной торговли товарами:

- Ускорение развития международной торговли после второй мировой войны (если в период 1900 – 1941 гг. экспорт по стоимости вырос в 3 раза, то за 50 лет после войны товарный экспорт увеличился в 37 раз).

- Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран. Например, ВВП США в 1990-1995 гг. вырос на 31,4%, в то время как экспорт – на 48,4%, импорт – на 50,5%, в Японии и многих НИС эти показатели еще выше.

- Решающее значение на развитие МТТ оказывают факторы, действующие в сфере производства (структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства).

- Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику (у некоторых стран экспортная квота превышала общемировой показатель – в Германии она составляет около 23%, во Франции – 23,5%, Великобритании – 28,3%, в США – 11,1%). Тенденции к росту импортной квоты проявляются в условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни, что говорит о возрастающем влиянии мировой экономики на национальные хозяйства.

Развитие территориальной структуры МТТ.

В последние два десятилетия произошли значительные изменения географической структуры МТТ под влиянием экономических и политических преобразований.

Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам (ПРС). Однако в связи со стабилизацией экономического положения стран с переходной экономикой (СПЭ), сегодня постепенно увеличивается их удельный вес в МТТ. Кроме того, наблюдается рост удельного веса и развивающихся стран (РС), что объясняется повышенными темпами экономического роста во многих из них.

Целесообразно рассмотреть каждую из этих групп стран подробнее (табл. 3.3).

Таблица 3.3.Динамика территориальной структуры МТТ в 80-90-е гг.

Группа стран Общая тенденция Внутренние преобразования
ПРС Хотя группа ПРС и лидирует в МТТ, но их удельный вес постепенно снижается. В данной группе ведущая роль принадлежит США, Западной Европе и Японии, на долю которых приходится около 60% мирового экспорта и импорта. Причем около половины товарооборота приходится на «G7». Наблюдается постепенное сокращение доли США (если в 50-е гг. на их долю приходилось 1/3 всего мирового экспорта, то в 90-е гг. – только 1/8. С 90-х гг. в центр МТТ превратилось ЕС, экспорт которого превышает американский в 4 раза. В 90-е гг. наблюдалось ослабление внешнеторговых позиций Японии, что обусловлено спадом экономики и кризисами на фондовом рынке.
РС и СПЭ, НИС Наблюдается постепенный рост доли РС и СПЭ в мировом товарообороте; увеличивается товарооборот между РС и ПРС, между СПЭ и ПРС. В группе РС наблюдается ярко выраженная неравномерность участия в МТТ. Снижается удельный вес в МТТ стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между странами ОПЕК. Нестабильно внешнеэкономическое положение многих африканских стран. Причем наибольший удельный вес в МТТ приходится лишь на одну африканскую страну – ЮАР, обеспечивающую около 1/3 всего африканского экспорта. Недостаточно устойчиво положение стран латинской Америки, поскольку сохраняется сырьевая экспортная ориентация стран этого региона – 2/3 экспорта приходится на сырьевые товары. Что касается СПЭ и НИС, то наблюдается устойчивое повышение их удельного веса в МТТ. Причем существует устойчивая тенденция преобразования товарной номенклатуры их экспорта (все больший удельный вес занимают товары глубокой степени обработки и высокотехнологичные товары, снижается удельный вес сырьевых товаров в экспорте). Таким образом, увеличение общей доли РС и СПЭ в МТТ обеспечивается за счет НИС, Китая и СПЭ. В настоящее время наблюдается расширение торговли в рамках РС, которая растет быстрее, чем торговля между ПРС.

Особенно следует выделить повышение удельного веса стран Азии в МТТ. Это было обеспечено за счет высоких темпов роста экономики – в среднем 6% в год, а также переориентацией их экспорта на готовые изделия, на которые приходится 2/3 стоимости экспорта этих стран, в то время как на сырьевые товары приходится только 1/3.

К концу 90-х гг. соотношение групп стран в МТТ выглядело следующим образом:

· 70-72% - индустриальные страны;

· 24-26% - развивающиеся страны (в конце 80-х гг. их доля составляла 22%);

· 3,7% - страны с переходной экономикой, где доля СНГ – 2,3% (заметно снижение доли социалистических стран, которая в конце 80-х гг. составляла 6-8%).

По статистике МВФ, к концу 90-х гг. в группу 15 крупнейших экспортеров (объем экспорта более 100 млрд. долларов/год) входили: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Китай и Гонконг, Бельгия / Люксембург, Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.

Развитие товарной структуры МТТ.

На современном этапе развития МТТ свои особенности имеет товарная структура МТТ.

В первой половине XX в. в структуре мирового рынка товаров выделялись два «этажа»:

· рынок базовых товаров (продукты сельского хозяйства, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье);

· рынок готовых изделий.

При этом продукция рынка базовых товаров – это прерогатива социалистических и развивающихся стран, специализирующихся на экспорте ресурсо- и трудоемких товаров.

Продукция рынка готовых изделий – это прерогатива индустриально развитых стран.

Во второй половине XX в. в условиях нового этапа НТР и бурного развития электроники, автоматизации, кибернетики, телекоммуникаций и биотехнологии наблюдается расслоение второго «этажа» на 3 яруса:

· рынок низкотехнологичных изделий (продукция черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности);

· рынок среднетехнологичных товаров (станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и глубокой деревообработки);

· рынок высокотехнологичных товаров (аэрокосмическая техника, автоматизированное офисное оборудование и информационная техника, электроника, медицинское оборудование, фармацевтика, точные измерительные приборы, электрооборудование).

Спецификой современного этапа развития является то, что третий ярус мирового рынка готовых изделий быстро расширяется – его удельный вес в общем объеме мирового экспорта повысился с 9,9% в начале 80-х гг. до 27% в начале XXI века. При этом этот ярус – это зона жесточайшей конкуренции между промышленно развитыми странами. На рынке средне- и низкотехнологичных товаров основную борьбу ведут НИС и число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся стран.

По оценкам экспертов ООН в середине 90-х гг. 75% мирового экспорта составляла продукция обрабатывающей промышленности, причем ½ данного показателя приходится на технически сложные товары и машины. Продовольственные товары составляют 8% в мировом экспорте. Минеральное сырье и топливо – 12%. Наблюдается дальнейшее увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности в МТТ.

Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного обращения и организационно-экономических форм последнего. Среди них можно выделить:

· быстрое обновление товарной номенклатуры МТ, которое находит отражение в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров;

· рост обмена узлами, деталями и компонентами (развитие единичного МРТ);

· относительное падение значения торговли сырьем и топливом;

· приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача оборудования, комплектующих, а также технологии, информации и финансов, выступает в форме международной продажи товаров и услуг;

· отказ от личного контакта продавца и покупателя в сфере МТТ за счет появления новых форм и средств спутниковой связи и телекоммуникаций;

· увеличение степени мобильности производителей и потребителей товаров и услуг за счет снижение доли транспортных издержек.

Ценообразование в международной торговле. Сущность и виды мировых цен.

Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем системы мировых цен.

Цена – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании различают группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону:

· закон стоимости;

· общеэкономические факторы (экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция);

· конкретно-экономические факторы (издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства товара, предложение и спрос на товар);

· специфические факторы (сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса);

· внешнеэкономические факторы (государственное регулирование, валютный курс, внешнеторговые ограничения и т.д.);

· специфические факторы (военные, политические).

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники МТ сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, в результате чего, они должны постоянно работать в режиме сопоставления своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но также и с мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.

Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром. Они характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

· регулярность, т.е. внутренние цены сделок часто носят случайный характер, что не характерно для мировых цен;

· раздельность коммерческого характера, т.е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т.п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами, где цены могут существенно отклоняться с ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок;

· открытость торгово-политического режима, т.е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок (как, например, были страны СЭВ), так как эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше других крупных поставщиков данной продукции на мировом рынке;

· свободная конвертируемость валюты платежа.

В МТ применяются два основных вида цен:

1. расчетные – индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;

2. публикуемые – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся:

a. справочные цены – цены товаров во внутренней оптовой им внешней торговле промышленно развитых стран. Они наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, которые изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс – 90)», разработанных Международной торговой палатой.

b. биржевые котировки, отражающие реальные цены сделок на товарной бирже;

c. цены аукционов;

d. цены торгов;

e. цены фактических сделок;

f. цены предложения крупных фирм;ъ

g. трансфертные цены – это цены, по которым обычно осуществляется внутрифирменная торговля в рамках ТНК. Эти цены чаще всего являются коммерческой тайной и имеют в большей степени искусственный характер.

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, - с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продукцию также различны.

· цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара (например, на пшеницу мировыми являются цены Канады; на нефть – экспортные цены стран ОПЕК);

· цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, из-за погодного фактора). Преимущественно, плавное изменение цен происходит на рынках сырья и готовой продукции.

Система национальных счетов (СНС)

Показатели динамики экономического развития

• показатели экономического роста (ВВП, ВНП, НД)

• отраслевая структура национальной экономики

• производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей)

• показатели развития и качества жизни (уровень и качество жизни населения)

• показатели экономической эффективности

ВНП – суммарная рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в течение года. Чтобы избежать повторного счета, на практике суммируют всю добавленную стоимость, созданную во всех хозяйствах страны.

ВНП в СНС – это общий объем доходов, полученных в данной стране, а также доходов, полученных за рубежом и выплаченных за рубеж.

ВВП – объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов данной страны.

ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных продуктов и услуг, используемых для конечного потребления.

НД – результат производства, в котором заключена вновь созданная в течение года стоимость; это совокупность доходов всех участников сфер материального производства и нематериальных услуг. НД включает все виды доходов (зарплату, ренту, процент, прибыль)

ЧНП – это НД плюс косвенные налоги. Они добавляются для того, чтобы определить НД по рыночным ценам.

Косвенные налоги – особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами. Такие налоги оплачивают покупатели.

ВНП – А = ЧНП – КН = НД – ПН – ВВ + ТП = ЛД – ПодН = РД

А – амортизация

КН – косвенный налог

ПН – прямой налог

ВВ – внебюджетные взносы

ТП – трансфертные платежи

ЛД – личный доход

ПодН – подоходный налог

РД – располагаемый доход (потребности + сбережения)

Потребительская корзина – расчетный ассортимент продуктов и других предметов потребления, применяемый для анализа и оценки как качественных показателей потребления так и количественных; в настоящий момент это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум – стоимость товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни.

Методы расчета ВВП

Расходный метод состоит в определении суммы конечных потребительских расходов

ВВП = С + I + G + E

C – потребительские расходы

I – расходы на инвестиции

G – государственные расходы

E – чистый экспорт

По доходам: состоит в определении суммы доходов всех хозяйствующих субъектов

Добавленная стоимость – разница между продажами фирмы и величиной приобретенных со стороны факторов производства. Если сложить все ДС, то можно определить ВВП. Это производственный метод.

Для количественной оценки воздействия международной торговли на рост валового национального продукта используется модель внешнеторгового мультипликатора. Объем экспорта и импорта непосредственно влияет на уровень ВНП, занятость и в целом на макроэкономическое равновесие. рост производства в экспортоориентированных отраслях увеличивает объем ВНП страны. Рост импорта отвлекает часть внутреннего спроса на товары, произведенные за рубежом, что приводит к падению ВНП. Согласно? модели, влияние экспорта и импорта на объем дохода в экономике оценивается с учетом эффекта мультипликатора, аналогично влиянию других расходов. Внешнеторговый мультипликатор имеет вид:

k=

где k- внешнеторговый мультипликатор;

в - предельная склонность к потреблению;

t - предельная налоговая ставка;

m - предельная стоимость к импортированию.

Внешнеторговая политика государства.

Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

· изменение объема экспорта и импорта;

· изменение структуры внешней торговли;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· изменение соглашения экспортных и импортных цен.

Современная внешнеторговая политика предполагает существование двух тенденций:

· протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;

· либерализации – связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Все страны в чистом виде не использую политику протекционизма или политику либерализации. Часто существует смешанная модель внешнеторговой политики государства. В качестве смешанных политик выделяют отдельные формы протекционизма:

· селективный протекционизм (направлен против отдельных стран и товаров),

· отраслевой протекционизм (защищаются определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство);

· коллективный протекционизм (объединение стран против других стран);

· скрытый протекционизм (осуществляется методами внутренней экономической политики).

Проводя протекционистскую политику страны используют следующие основные инструменты ее реализации:

1. Тарифные ограничения, включающие таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты;

2. Нетарифные ограничения.

Рассмотрим эти инструменты государственной протекционистской внешнеторговой политики подробнее.

Тарифные ограничения МТ.

Таможенные тарифы – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют роль налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.

Классификация видов таможенных пошлин представлена на рис. 3.1.


Рис. 3.1. Виды таможенных пошлин в зависимости от внешнеторговой операции
и по способу изъятия

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре:

· Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) – разработана Советом таможенного сотрудничества в 1983 г.), в рамках которой классификация осуществляется в соответствии с такими признаками, как: происхождение товара, вид материала, из которого изготовлен товар, назначение товара, химический состав. ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация ГС происходит по шестизначному коду (первые 2 цифры – товарная группа, 4 цифры – товарная позиция, 6 цифр – товарная субпозиция).

· Стандартная международная товарная классификация ООН (СМТК) – принята ООН в 1985 г. Классификация на уровне групп осуществляется: по видам сырья, из которого изготовлен товар, по степени обработки товара, по назначению товара, по месту товара в международной торговле. Система кодирования: 1 цифра – товарный раздел; 2 цифры – товарная группа; 3 цифры – товарная подгруппа; 4 цифры – товарная позиция; 5 цифр – товарная субпозиция.

· Классификация товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) – принята в 1986 г. ООН. КУЭГ основана на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с назначением, а внутри каждой группы – по степени обработки.

· Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН) – принята в 1988 г. Включает в себя 97 товарных групп.

Степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка определяется, прежде всего, особенностями конкуренции на различных «этажах» рынка. Так, например, рынки базовых ресурсов требует наименьшего протекционизма. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 – 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых товаров, поэтому рынки готовых изделий в 4,3 – 7,8 раза сильнее защищаются государством. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных отраслей.

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого данной стране. Различаются три возможных вида торговых режимов:

· Режим наибольшего благоприятствования – это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой и третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой (это основной принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его соблюдать).

· Режим преференциальный (льготный) – предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50% (в России – до 75%).

· Беспошлинный режим – это режим свободной торговли, который может быть предоставлен любой стране, но согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств, где ВНП на душу населения не более 100 долларов/год и удельный вес промышленности не более 10%).

Нетарифные ограничения МТ.

Нетарифные инструменты внешнеторговой политики получили развитие после второй мировой войны. В 40-50-е гг. многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Дальнейшее развитие процессов либерализации МТ, наиболее существенно затронули тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров. В настоящее время их насчитывается более 50 видов.

Большинство нетарифных барьеров имеют целью общее ограничение импорта. Другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств. Третьи ограничивают или субсидируют экспорт. Исходя из этого, все нетарифные меры регулирования МТ можно разделить на три группы (табл. 3.4.).

Таблица 3.4.Классификация нетарифных методов регулирования МТ.

Группа Виды методов Суть метода
Внешнеторговые меры Лицензирование Лицензии могут быть разовые и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких внешнеторговых сделок – при этом предприятие вносится в государственный реестр).
  Квотирование Установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.
Антидемпинговые пошлины Направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены ст. 6 ГАТТ
Компенсационные пошлины Пошлины, направленные против экспортных субсидий. ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад.
Специальные пошлины Это временные защитные меры, используемые, когда в результате непредвиденных обстоятельств какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта Это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер.
Административные формальности Паратарифные меры К ним относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров (различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы).
Технические стандарты Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Они подразделяются на следующие группы: 1. стандарты; 2. требования к маркировке и упаковке; 3. требования к товаросопроводительным документам; 4. система измерений.
Государственная монополия Когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами.
Меры экономического стимулирования экспорта Государственное субсидирование Прямое субсидирование экспортных поставок и экспортоориентированных отраслей национальной экономики.
Льготное кредитование Экспортное кредитование применяется, прежде всего, при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает 12-20% всего объема экспорта промышленно развитых стран.
Страхование Играет важную роль. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков.

Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

Важную роль в регулировании МТТ и в устранении препятствия для ее развития играют международные экономическое организации. Прежде всего, это Генеральное соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).

Договор о создании ГАТТ вступил в силу 01.01.1948 г. С 01.01. 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая, фактически включила в свою работу ГАТТ (до этого это были две различные организации). С 01.01.1996 действует только ВТО, которая регулирует до 90-95% всей мировой торговли.

ГАТТ/ВТО – это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.

По состоянию на декабрь 2001 г. в ВТО состоит 134 государства, еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей (в том числе и РФ). В 1993 г. Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ/ВТО, которая до сих пор рассматривается. ГАТТ имеет двойной статус: это международная организация и, одновременно, - это многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах МТ и государственного регулирования торговли стран-участниц.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:

· недискриминация в торговле, что предусматривает взаимное предоставление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, с другой – национального режима (равного подхода как к резидентам, так и нерезидентам);

· использование, преимущественно, тарифных средств защиты национальных рынков;

· прогрессивное снижение таможенных тарифов;

· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

· разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти полностью направлена на либерализацию МТТ путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты (уровень импортных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 3-4% к 2000 гг. Деятельность ГАТТ осуществляется посредством многосторонних переговоров – раундов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: