Взаимодействие спроса и предложения рыночного взаимодействия.
Возможна ситуация, когда общее количество товаров которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое производители могут и желают продать по существующей цене, в этом случае возникает избыточный спрос (дефицит товара) и некоторым потребителям приходиться менять планы.
Возможна ситуация, когда предложение товара превысит планируемое потребление по данной цене. В этом случае возникает избыток предложения, и изменяются планы продавцов.
Если планы покупателей и продавцов совпадают, то говорят, что рынок находится в состоянии равновесия. Под рыночным равновесием понимают такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.
Параметры рыночного равновесия:
1. Равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения.
2. Равновесный объем, отражающий количество блага при котором устанавливается равенство между ценой спросом и ценой предложения.
|
|
Эластичность характеризует реакцию одной переменной на изменение другой и исчисляется как отношение процентных величин данных переменной.
Различают следующие виды эластичности спроса:
1. Эластичность спроса по цене
Характеризует изменение.…… На изменение объема спроса и определяется как отношение процентного спроса на данный товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменятся объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Если Коэффициент Эластичности > 1, то спрос называют эластичным.
Если КЭ < 1, то спрос не эластичный.
Если КЭ = 1, спрос имеет единичную эластичность.
Если КЭ = 0, спрос называется совершенно не эластичным.
Если КЭ = ∞, то спрос называют совершенно эластичным.
На величину КЭ спроса по цене влияют следующие факторы:
1. Заменимость товара
2. Удельный вес в доходах потребителя данного товара
3. Фактор времени
4. Доступность товара или услуги
5. Насыщенность потребностей
6. Размер дохода потребителей
2. Эластичность спроса по доходам
Edi= Qd(%) / P (%)
ЭС По Доходам характеризует реакцию объема спроса, на изменение дохода и определяется, как процентного изменения величины спроса, к процентному изменению по доходу. Значение Edi может быть и «+» и «-».
Коэффициент Edi будет > 0, на нормальные товары (спрос на них растет по мере роста доходов)
Ø Товары первой необходимости (спрос на которые увеличивается медленнее, чем рост доходов)
Ø Товары второй необходимости (спрос растет пропорционально повышению дохода)
Ø Предметы роскоши (спрос на которые опережает рост доходов)
В условиях роста уровня жизни населения отрасли выпускающие товары с высокой эластичностью развиваются быстро, отрасли которые производят с низкой или отрицательной эластичностью спроса по доходу развиваются медленно, либо даже сокращают производство.
Edi < 0, для низших товаров (спрос на них падает при увеличении дохода)