Системы производственного обучения

Содержание производственного обучения

Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. Какое место занимает трудовой процесс в структуре технологического процесса? Трудовой процесс направлен на управление или обслуживание технологического процесса, который, в свою очередь, является компонентом производственного процесса. Дадим определение производственного, технологического и трудового процессов.

Производственный процесс – совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, в учреждении для производства продукции, ремонта, обслуживания или выполнения других услуг. Производственный процесс включает технологический и вспомогательный процесс.

Технологический процесс – материальное воздействие на предмет производства, вызывающее в нем целесообразные изменения формы, размеров, свойств, пространственного положения. Совокупность способов применения, изготовления, обработки, ремонта; операции для превращения компонентов предмета производства в готовый продукт с помощью техники.

Вспомогательный процесс - действия по обеспечению возможности изготовления, осуществления, ремонта (транспортировка, контроль качества продуктов и услуг).

Технологический процесс составляют трудовой процесс и естественный процесс.

Трудовой процесс – трудовая деятельность рабочего, охватывающая все его действия, связанные с выполнением определенного вида завершенных работ, типичных для данной профессии; направлен на обслуживание и управление технологического процесса (поддержание его режима и нормы).

Естественный процесс – изменение формы, размера, свойств, положения предмета производства или услуги в результате действия физических, химических явлений без непосредственного вмешательства человека.

Трудовая деятельность работника состоит из этапов:

1. Планирование трудового процесса.

2. Подготовка к осуществлению трудового процесса.

3. Осуществление трудового процесса по операциям, выполнение операционных или комплексных работ, типичных для данной профессии.

4. Контроль хода и результатов трудового процесса.

Основная цель производственного обучения — вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическими знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством. Это мастерство проявляется в специфически предметной деятельности — в производительном труде, выполнении трудовых процессов, имеющих сложный характер.

Трудовые процессы состоят из трудовых операций, для каждой из которых характерно применение, например, однотипных инструментов, приспособлений исходных способов труда. Каждая трудовая операция, в свою очередь, состоит из трудовых приемов, которые тоже могут быть под­разделены, на более дробные элементы, например трудовые движения или действия.

Следует отличать понятие трудовой операции от технологической операции. Технологическая операция характеризуется прежде всего взаимодействием орудия труда (например, фрезы фрезерного станка или резца токарного станка) с предметом труда (обрабатываемой заготовкой), определенным режимом работы оборудования (например, металлорежущего станка) и выбором соответствующего инструмента.

Трудовая операция есть часть деятельности работника, которая может быть как непосредственно обработочной (например, при работе ручным слесарным или столярным инструментом), так и достаточно сложной, связанной со слежением за контрольными приборами, особенностями

протекания технологического процесса посредством слуховых восприятий (например, за появлением дополнительных шумов в работе станка, машины, аппарата и т. п.) и соответствующими воздействиями на органы управления техникой, работающей в полуавтоматических, а нередко и автоматических режимах.

Поэтому важной отличительной особенностью трудовой деятельности рабочего, управляющего технологическими процессами, является сложное сочетание трудовых навыков и умений, которые могут быть двигательными (моторными), позволяющими выполнять трудовые движения с необходимой силой, точностью и быстротой, сенсорными (чувственными), в которых главная роль принадлежит органам чувств, и умственными, благодаря которым проявляются способности достаточно быстро ориентироваться в производственной обстановке, применяя имеющиеся знания и опыт для принятия решения (для изменения режимов обработки, выполнения оперативных расчетов, а нередко и предупреждения аварийных ситуаций).

Таким образом, даже из такой самой общей характеристики особенностей трудовой деятельности видно, что общая система производственного обучения, предполагающая единство его содержания, методов, форм и дидактических средств, достаточно сложна и имеет существенные отличия от преподавания теоретических предметов.

Структура трудового процесса включает: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения.

Трудовая операция – составная часть трудового процесса, направленная на достижение конкретной цели и характеризующаяся применением однотипного оборудования.

Трудовой прием – часть трудовой операции, имеющая самостоятельную, логически завершенную частную цель. В методике ПРО выделяют: приемы планирования, рабочие приемы (пуск, остановка, переключение), приемы контроля, приемы организации рабочего места.

Трудовое действие – часть трудового приема, совокупность движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека, при этом выделяют подготовительные, исполнительные, корректирующие действия.

Трудовое движение – однократное, однородное непрерывное перемещение работником тела или его частей с целью «взять», «переместить», «отпустить», «освободить», «поддержать» в определенном состоянии.

Трудовые движения бывают: короткие – длинные, горизонтальные - вертикальные, прямолинейные – радиальные, индивидуальные – совмещенные, прерывистые – непрерывные, приноровительные – решительные, рабочие и холостые, с постоянным направлением и переменным направлением.

Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие «система производственного обучения», которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объема и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях. Система — целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система производственного обучения — объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, т.е. технологии обучения, которое при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения.

Выбор системы производственного обучения зависит от следующих основных факторов:

• уровня развития производства;

· принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.);

• особенностей рабочих профессий.


Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения.
Предметная система — одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определенное количество все усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста, с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. Однако они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не юдаются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для авления программ обучения, взаимосвязи производственного и ретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной мышленности. [8, с. 163]

Операционная система производственного обучения разработана в 60—70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина — сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской.

Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе.

Вместо изготовления предметов, вещей, изделий, содержанием обучения стало выполнение определенных перечней операций, выделенных специально для усвоения и представляющих собою определенную структуру элементов труда. Но далеко не всегда учебные операции являлись операциями в производственном понимании. Речь идет о несоответствии объектов упражнений реальным объектам, что затрудняло освоение навыков выполнения работы в целом.

Однако в «чистом виде» операционная система применялась, недолго: незавершенность предметов, не имеющих потребительской ценности, отсмствие плавного перехода от обучения в учебных мастерских к работе гаводских условий потребовали ее совершенствования. [8, с. 164]

Операционно-предметная система производственного обучения, предложенная видным русским деятелем профтехобразования

С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества. [8, с. 165]

Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий — более сложные операции. К достоинству системы относилось то, что изготовление полезных предметов пробуждало у учащихся интерес и стремление к производительной работе.

Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы.

При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование — ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания.

Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения. [8, с.165]

Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гг. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить обучающихся выполнять вначале отдельные элементы трудовых движений, затем трудовые движения и действия, трудовые приемы и операции. Обучение по системе ЦИТа включало в себя следующие периоды тренировочных упражнений:

• по освоению трудовых движений и приемов с помощью специальных технических средств (направителей, тренажеров и т.п.);

• по выполнению трудовых операций, в которые входят изученные приемы и движения;

• комплексные работы, сочетающие освоенные трудовые операции в процессе изготовления несложных изделий;

• самостоятельное выполнение характерных производственных работ. Среди положительных сторон системы ЦИТа — четкость и стройность ее моторно-тренировочной части, построенной на основе научной разработки биомеханических основ трудовых действий; тщательная разработка методики обучения и выполнения действий, в том числе в виде инструкций мастеру и обучаемому, организация рабочих мест, разработка и применение различных тренажеров и т.п. [8, с. 165]

Однако механическая тренировка под команду инструктора (особенно при выполнении отдельных движений) в известной мере противоречила требованиям системности и сознательности усвоения обучающимися целостных трудовых процессов и действий, что не способствовало развитию творческих способностей обучающихся. Речь идет и о недостатке теоретических знаний и др.

В то же время отрицание этой системы вряд ли можно оправдать. Научно-технический анализ содержания труда ряда основных профессий, детальное изучение построения и последовательности движений, приемов и операций, методы объективной регистрации процессов и результатов труда, тренажеры и многое другое с успехом применяется и сегодня. [8, с. 166]

Операционно-комплексная система разработана, педагогически обоснована и внедрена в 1935-1936 гг. работниками школ ФЗУ. Впитывает в себя достижения предшествующих систем производственного обучения.

Используется и сейчас при построении программ производственного обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сущность операционно-комплексной системы состоит в том, что обучающиеся вначале упражняются в выполнении основных трудовых приемов по специальности и овладевают двумя-тремя производственными операциями. Затем они выполняют комплексные работы, включающие пройденные операции. Комплекс — это совокупность операций, не составляющая всего содержания по данной профессии, но имеющая законченность и вариативность (разные группы операций).

В дальнейшем такие циклы (несколько новых операций — комп­лексные работы) повторяются до тех пор, пока не будут освоены все предусмотренные операции и сложные производственные работы. Обучение завершается на рабочих местах предприятий, где обучающиеся осваивают новую технику и технологию, выполняют работы, характерные для данного производства. [8, с. 166]

Операционно-комплексная система производственного обучения не является универсальной и применимой к подготовке рабочих по всем профессиям. Она возникла как частная система обучения профессиям ручного и машинно-ручного труда (слесари, столяры, станочники). К недостаткам этой системы следует отнести подмену трудовых действий (приемов, операций, процессов) технологическими операциями, установку на простые виды технологии и техники и др.

Операционно-поточная система производственного обучения вызвана поточной формой организации производства, когда рабочий выполняет одну операцию и передаст (отправляет) обработанную им деталь по постоянному маршруту на следующее рабочее место. Деталь (изделие) проходит столько рабочих мест, на сколько операций разбит весь технологический процесс. Обучающийся узнает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Система позволяет обучающимся овладеть современными способами выполнения операций и перейти на многостаночную работу на высокомеханизированных поточных производствах.

Операционно-поточной системе присущи все основные недостатки ее предшественницы — операционной системы. [8, с. 166]

Предметно-технологическая система производственного обучения соответствует автоматизированному производству. Объект изучения -комплекс технологических операций, объединенных общностью технологических процессов изготовления изделий, и способы их выполнения, а также приемы выполнения работ по обслуживанию применяемого автоматического управления и систем управления.

Обучение состоит из двух циклов общеотраслевой подготовки и специализации, определяемой формой разделения труда на данной стадии развития автоматизированного производства и должно соответствовать требованиям госстандарта профессионального образования. Обучение в этот период проводится, как правило, по операционно-комплексной системе.

Процесс разработки и апробации предметно-технологической системы еще не завершен.

Проблемно-аналитическая система производственного обучения разработана и апробирована академиком С.Я. Батышевым в I960— 1970 гг.

На основе анализа изучаемых процессов труда весь программный материал расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме и выявляются функции умственной деятельности обучающихся, необходимые при выполнении работ по регулированию технологических аппаратурных процессов, агрегатных и автоматических станков и автоматических линий. [8, с. 167] Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, а во взаимодействии с другими проблемами в таком порядке:

• общее знакомство с технологическим процессом в целом;

• производится расчленение (деление) технологического процесса на проблемы;

• затем каждая проблема изучается в отдельности;

• раскрываются структурные части проблемы — ситуации.

В зависимости от характера проблемы ее изучают на уроках, лабораторно - практических занятиях, в ходе практического (производственного) обучения. После изучения всех проблем переходят к изучению техпроцесса в целом, ноуже детальнее и на более высокой научной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: