Формы международных стратегических альянсов

БАНКОВСКИЕ ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ

Важным стержневым элементом многих международных банковских групп явля­ются банковские холдинговые компании. Банковская холдинговая компания — это акционерное общество, владеющее пакетами акций юридически самостоятель­ных банков и небанковских организаций с целью осуществления управленческих, финансово-кредитных и контрольных функций по отношению к ним.

Банковские холдинговые компании получили широкое распространение в Со­единенных Штатах, особенно в 1970-х и 1980-х гг. К началу 1990-х гг. они уже контролировали 2/3 из примерно 13 000 банков, на долю которых приходилось более 90% суммарных активов отрасли. Среди факторов, способствовавших появ­лению банковских холдинговых компаний, выделяют следующие:

• высокий уровень развития акционерной собственности позволяет осуще­ствлять эффективное взаимодействие промышленного и банковского капи­талов;

• более свободный доступ на рынки капитала при необходимости мобилиза­ции ресурсов;

• оптимизация налогообложения путем компенсации убытков одного дочер­него предприятия за счет прибыли, полученной другими;

• принятие стратегических решений сосредоточено на уровне единого цент­ра, где находятся совет директоров и ключевые информационно-управлен­ческие звенья;

• диверсификация портфеля активов, а следовательно — возможность сни­жения риска банковской группы в целом;

• возможность инвестиций в небанковскую сферу и за счет этого — расшире­ние за границы одного штата, чего не могут сделать самостоятельные банки.

Среди разрешенных направ­лений бизнеса следующие:

• ипотека;

• факторинг;

• траст, доверительное управление активами;

• торговля ценными бумагами;

• выпуск кредитных карточек;

• лизинг;

• операции с недвижимостью;

• ссудо-сберегательная деятельность;

• страховое дело;

• обработка и передача данных;

• консалтинг.

Интенсивная глобальная конкуренция является основной движущей силой воз­никновения МСА. Чтобы не отстать от конкурентов и тем более обогнать их, фир­ме необходимо вступить на путь постоянных инноваций, культивировать организационную гибкость в условиях растущей изменчивости внешней деловой среды, ограниченности ресурсов, рыночной неопределенности. Развитие способности эффективно и гибко использовать имеющиеся ресурсы лежит в основе предпри­нимательства и является главным в логике создания МСА.

Подобно конкурентным силам, воздействующим на организацию, можно вы­делить также потенциальные источники создания преимущества от сотрудниче­ства, создаваемого посредством долгосрочных соглашений, основанных на отно­шениях доверия и приверженности партнеру. В соответствии с этим МСА можно подразделить на:

• альянсы горизонтального типа;

• альянсы вертикального типа;

• альянсы по дистрибьюции;

• родственные диверсифицированные альянсы;

• перспективные диверсифицированные альянсы.

МСА горизонтального типа создаются с организациями, ведущими деятель­ность на одной и той же стадии производственного процесса и/или производящи­ми однородные товары или услуги.

Благодаря МСА между европейскими телекоммуникационными компаниями Deutsche Telecom, France Telecom и американской Sprint объединены мощности этих фирм по оказанию услуг, связанных с доступом к сети Интернет. Партнерство по­зволяет реализовать глобальное предложение услуг пользователям, расположен­ным в пунктах местного доступа к провайдерам.31

МСА вертикального типа заключаются с поставщиками комплектующих изде­лий или услуг для фирмы.

МСА с дистрибьюторами или заказчиками предусматривают долгосрочное со­трудничество с дистрибьюторами или основными потребителями.

Родственные диверсифицированные МСА создаются с организациями, произ­водящими как взаимодополняемые товары и услуги, так и товары или услуги-заменители. К первой категории относятся, например, соглашения между крупны­ми авиалиниями, оперирующими на дальних маршрутах, и более мелкими пере­возчиками, обслуживающими короткие региональные маршруты, связанные с маршрутами основных перевозчиков. Ко второй могут быть отнесены соглаше­ния между фирмами, обеспечивающими стационарную (проводную) телефонную связь и операторами сотовой связи для увеличения емкости их совместной сети.

Перспективные диверсифицированные МСА создаются с организациями, опе­рирующими в первоначально несвязанных между собой отраслях, между которы­ми потенциально возможно (или уже происходит) размывание границ, как прави­ло, вследствие инноваций. В этом случае межорганизационное сотрудничество взаимообогащает партнеров с точки зрения обмена технологиями и управленче­ским опытом.

Компания Microsoft является примером использования широкого круга стратеги­ческих альтернатив, имеющихся в информационно-коммуникационном секторе рынка. Microsoft начинала как фирма, специализирующаяся в производстве опера­ционных систем и прикладного программного обеспечения. В последующем ком­пания создала МСА с Sega, производителем видеоигр, и Dream Walks SKG, создате­лем фильмов, с тем, чтобы получить доступ к информационным ресурсам и выйти на рынок развлекательных услуг. Microsoft также участвует в альянсах с провайдерами интерактивных услуг, включая интерактивное телевидение. Так, компания затратила 200 млн долларов для оказания помощи в открытии интерактивного ка­нала компании NBC, чтобы та могла конкурировать с CNN, в обмен на исключи­тельные права дистрибьюции новостей NBC.

Преимущества от участия в МСА можно свести к достижению экономии на масштабе, экономии от интеграционной связи с поставщиками, дистрибьюторами и заказчиками, экономии от рас­ширения диапазона деятельности, получению технологий и управленческого опы­та, снижению риска и неопределенности. При создании альянса первоначально необходима оценка потенциала развития конкурентного преимущества от сотруд­ничества по каждому из вышеупомянутых направлений, учитывая достигнутый собственный уровень компетенции, а также уровень компетенции существующих и потенциальных партнеров. Следующий шаг — позиционирование в отношениях с партнерами с тем, чтобы максимизировать свое устойчивое преимущество от сотрудничества в рамках действующих ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: