План проведения занятия.
Проблемы семей, имеющих подростков».
Цели занятия: Учебно-развивающие:
Студенты должны иметь представления:
· Виды современных подростковых группировок,
· Проблемы, связанные с подростковой беременностью,
· Роль семейной сестры в снижении подростковой заболеваемости.
Студенты должны знать:
· Особенности пубертатного периода,
· Подростковые поведенческие реакции,
· Особенности работы семейной сестры по борьбе с вредными привычками подростка,
· Проблемы подростковой наркологии в Красноярском крае,
· Особенности диспансеризации подростков,
Учебно-воспитательные:
· воспитание чувства долга, профессиональной ответственности, гуманного отношения к пациенту.
Учебно-развивающие:
*формирование индивидуального нравственного сознания студентов.
Тип занятия: лекция
Метод обучения: побуждающе репродуктивный
Форма обучения: групповая
Продолжительность занятия: 90 минут.
Количество учащихся:1 группа
Межпредметные связи: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии»
Оснащение занятия: - методическая разработка для преподавателя;
1. Организационный момент: отметить отсутствующих, проверить форму, наличие дневников, изложить план проведения занятия. – 5 мин.
2.Изложение нового материала – 75 мин.
3. Подведение итогов – 5 мин.
4. Домашнее задание – 5 мин.
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.
Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В этот сложный период и родителям и ребенку может потребоваться разъяснение ситуации, психологическая помощь, поэтому здесь роль медицинской сестры носит консультационный характер.
Часть 1. Психологические и анатомо-физиологичекие особенности пубертатного возраста.
Пубертатный или подростковой возраст – с 11-12 до 17 лет. Для этого возраста характерно половое и эмоциональное созревание, последовательное формирование интеллекта, логической памяти, произвольного внимания.
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков.
По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.
На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков).
Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания (способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой), к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).
На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение, поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З. Фрейду. Возраст 12–15 лет – это период пубертата (лат. pubertas – половая зрелость), т. е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям. Вступление в генитальную стадию сопровождается биохимическими и физиологическими изменениями в организме. В результате этих изменений усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. Иначе говоря, на этой стадии требуется наиболее полное удовлетворение сексуального инстинкта. Так считают психоаналитики. Предпочтение подростками своих сверстников, по мнению Фрейда, свидетельствует о гомосексуальных тенденциях их поведения. Формируется генитальный характер – зрелость и ответственность в социально–сексуальных отношениях.
Последовательность признаков полового созревания для девочек:
· 9-10 лет: рост костей таза, округление ягодиц, незначительное приподнятие сосков молочных желез
· 10-11 лет: куполообразное приподнятие грудной железы (стадия бутона), появление волос на лобке,
· 11-12 лет: увеличение наружных гениталий, изменение эпителия влагалища,
· 12-13 лет: развитие железистой ткани грудных желез, пигментация сосков, появление первых менструаций,
· 13-14 лет: рост волос в подмышечных впадинах, нерегулярные менструации,
· 16-17лет: остановка роста скелета.
Последовательность полового созревания для мальчиков:
· 10-11 лет – начало роста яичек и полового члена,
· 11-12 лет: увеличение простаты, рост гортани,
· 12-13 лет: значительный рост яичек и полового члена, рост волос на лобке женского типа,
· 13-14 лет: рост волос в подмышечных впадинах, дальнейшее изменение голоса, появление волос на лице, пигментация мошонки, первая эякуляция,
· 15-16 лет: созревание сперматозоидов,
· 16-17 лет: оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по всему телу, появление сперматозоидов,
· 17-21 год: завершение роста скелета.