Вопрос 1.1. Система и уровни планирования
Тема 1. Сущность и функции планирования.
Курс лекций. Оперативно-производственное планирование
Производство – комплексная задача. Некоторые фирмы изготавливают ограниченное количество видов продукции, другие предлагают широкий ассортимент. Но каждое предприятие использует различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами. Это комплексная проблема, и для ее решения потребуется эффективная система планирования и контроля.
На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей
Система планирования и контроля производства состоит из четырех основных уровней:
· Стратегический бизнес-план;
|
|
· Долгосрочный план производства (план продаж и операций);
· Краткосрочный календарный план производства;
· Текущий или оперативно-производственный план.
У каждого уровня своя задача, продолжительность и уровень детализации. По мере продвижения от стратегического планирования к контролю над производственной деятельностью задача меняется от определения общего направления до конкретного подробного планирования, продолжительность уменьшается с лет до дней, а уровень детализации увеличивается с общих категорий до планирования производства отдельных узлов и деталей и единиц оборудования.
Поскольку у каждого уровня своя продолжительность во времени и свои задачи, различаются и следующие аспекты:
· Цель плана;
· Горизонт планирования – промежуток времени от текущего момента до того или иного дня в будущем, на который рассчитан план;
· Уровень детализации – детализация необходимых для выполнения плана изделий;
· Цикл планирования – периодичность пересмотра плана.
На каждом уровне необходимо ответить на три вопроса:
1. Каковы приоритеты – что требуется произвести, в каком количестве и когда?
2. Какие производственные мощности имеется в нашем распоряжении, какие у нас есть ресурсы?
3. Как можно урегулировать несоответствия между приоритетами и ресурсами?
Стратегический бизнес-план – это изложение главных целей и задач, которые компания предполагает выполнить в срок от двух до десяти лет или дольше. Это формулировка общего направления деятельности фирмы, описывающая вид бизнеса, которым фирма хочет заниматься в будущем, – предметно-производственную специализацию, рынки и т. д. План дает общее представление о том, как компания намеревается добиваться этих целей. Он основан на долгосрочных прогнозах.
|
|
В разработке стратегического бизнес-плана принимают участие маркетинговый, финансовый, производственный и технический отдел. В свою очередь, этот план определяет направление и обеспечивает координацию маркетингового, производственного, финансового и технического планов.
Специалисты по маркетингу анализируют рынок и принимают решения относительно действий фирмы в сложившейся ситуации: определяют рынки, на которых будет вестись работа, продукцию, которая будет поставляться, необходимый уровень текущего и послепродажного обслуживания клиентов, ценовую политику, стратегию продвижения продукции на рынок и т. д.
Финансовый отдел решает, из каких источников получать и как использовать имеющиеся у предприятия средства, управляет движением денежных средств, формирует стратегию привлечения средств, вносит предложения по использованию прибыли.
Производство – основное звено в системе планирования. Практически деятельность всех подразделений предприятия направлена на обеспечение его бесперебойной работы, на решение главной задачи ради которой создано предприятие – производить и реализовывать продукцию, удовлетворять рыночный спрос. Для этого оно как можно более эффективно использует имеющиеся ресурсы, оборудование, труд и материалы.
Технические службы отвечают за инженерно-техническую, технологическую и инструментальную подготовку производства, исследования, разработку и проектирование новой и усовершенствование существующей продукции.
Технические специалисты тесно взаимодействуют с отделами маркетинга, производства и экономистами для разработки конструкции изделий, которые будут хорошо продаваться на рынке, и изготовление которых потребует при этом минимальных затрат.
Постановка задачи по разработке стратегического бизнес-плана входит в обязанности руководства предприятия. Руководствуясь полученной от служб маркетинга, финансов и производства информации стратегический бизнес-план определяет общую концепцию, в соответствии с которой ставятся цели и задачи дальнейшего, более детального планирования. Каждая служба разрабатывает свой план выполнения поставленных стратегическим бизнес-планом задач. Эти планы согласовываются между собой, а также со стратегическим бизнес-планом.
Уровень детализации стратегического бизнес-плана невысок. Этот план затрагивает общие требования рынка и производства, – например, рынок в целом по основным группам продукции, – а не продажи отдельных изделий. Зачастую он содержит показатели в денежных единицах, а не в натуральных показателях.
Стратегические бизнес-планы обычно пересматриваются раз в полгода или раз в год.