КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Условия нормальной работы деталей и машин
Успешная работа деталей и машин заключается в обеспечении работоспособности и надёжности.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ деталей и машин определяется как свойство выполнять свои функции с заданными показателями и характеризуется следующими критериями:
ПРОЧНОСТЬ – способность детали сопротивляться разрушению или необратимому изменению формы (деформации);
ЖЁСТКОСТЬ – способность детали сопротивляться любой деформации;
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ – способность сохранять первоначальную форму своей поверхности, сопротивляясь износу;
ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ – способность сохранять свои свойства при действии высоких температур;
ВИБРОУСТОЙЧИВОСТЬ – способность работать в нужном диапазоне режимов без недопустимых колебаний.
Не существует абсолютной, полной и завершённой классификации всех существующих деталей машин, т.к. конструкции их многообразны и, к тому же, постоянно разрабатываются новые.
Для ориентирования в бесконечном многообразии детали машин классифицируют на типовые группы по характеру их использования [1,10,11].
|
|
è ПЕРЕДАЧИ передают движение от источника к потребителю.
è ВАЛЫ и ОСИ несут на себе вращающиеся детали передач.
è ОПОРЫ служат для установки валов и осей.
è МУФТЫ соединяют между собой валы и передают вращающий момент.
è СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ (СОЕДИНЕНИЯ) соединяют детали между собой.
è УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ смягчают вибрацию и удары, накапливают энергию, обеспечивают постоянное сжатие деталей.
è КОРПУСНЫЕ ДЕТАЛИ организуют внутри себя пространство для размещения всех остальных деталей, обеспечивают их защиту.
Рамки учебного курса не позволяют изучить все разновидности деталей машин и все нюансы проектирования. Однако знание, по крайней мере, типовых деталей и общих принципов конструирования машин даёт инженеру надёжный фундамент и мощный инструмент для выполнения проектных работ практически любой сложности.
В следующих главах мы рассмотрим приёмы расчёта и проектирования типовых деталей машин.
Современные машины приводятся в движение главным образом топливными и электрическими двигателями. В силу специфики законов термогазодинамики и электромагнетизма, эти двигатели более быстроходны, чем было бы удобно для человека, к тому же их скорость сложно и плохо регулируется. Возникает необходимость согласования режимов работы двигателя и исполнительного органа [6,10], с которым, собственно, и имеет дело оператор. Для этого созданы передачи.
Механическими передачами или просто передачами называются механизмы, которые преобразуют параметры движения от двигателя к исполнительным органам машины [1,10].
|
|
Механическая энергия передаётся, как правило, с преобразованием скоростей и вращающих моментов, а иногда с преобразованием вида и закона движения.
Передачи по принципу работы разделяются на:
è Передачи зацеплением:
è с непосредственным контактом (зубчатые и червячные);
è с гибкой связью (цепные, зубчато-ременные).
è Передачи трением (сцеплением трущихся поверхностей):
è с непосредственным контактом поверхностей (фрикционные);
è с гибкой связью (ременные).
è РЕДУКТОР (механический) — механизм, передающий и преобразующий вращающий момент, с одной или более механическими передачами. Основные характеристики редуктора — КПД, передаточное отношение, передаваемая мощность, максимальные угловые скорости валов, количество ведущих и ведомых валов, тип и количество передач и ступеней.
Обычно редуктором называют устройство, преобразующее высокую угловую скорость вращения входного вала в более низкую на выходном валу, повышая при этом вращающий момент. Редуктор, который преобразует низкую угловую скорость в более высокую обычно называют мультипликатором.
è
Червячный редуктор — устройство, преобразующее угловую скорость и момент двигателя, используя червячную передачу.