Модуль 1

Ясперс

Юм

Эпикур

Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Он родился в Данциге. Его семья переехала в Гамбург в 1793 г. и его готовили, чтобы он стал коммерсантом, пойдя по стопам своего отца. Вначале действительно он занимался коммерческими делами, но после смерти отца отказался от этой работы и стал заниматься интеллектуальной деятельностью. В Геттингенском университете изучал медицину, но потом его привлекла философия. Он закончил свою докторскую диссертацию "О четверояком корне закона достаточного основания" в 1813 г. Его главная работа "Мир как воля и представление" была опубликована в 1818 г. Шопенгауэр испытал воздействие Канта, Платона, Шеллинга, особенно Канта, которого очень высоко ценил. Его философия - своего рода реакция на философию Гегеля. По мнению Шопенгауэра, сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно человека.

Эпикур (341-270 до Р.Х.) - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии. Родился и вырос на острове Самое. В восемнадцатилетнем возрасте переселяется в Афины (временно), а в 35-летнем - окончательно и основывает там школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Эта школа в дальнейшем получила название "Сад Эпикура". Эпикур написал большое количество произведений, около 300, из которых до нас дошли лишь некоторые. Много материала содержится в сочинениях противников эпикуреизма. Прежде всего интерес представляет понимание Эпикуром философии и ее задачи. Эпикур считает, что философия - это такая деятельность, которая приводит человека посредством размышлений к счастливой жизни, свободной от страданий. "Пусты слова того, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души". В развитие этой мысли он пишет в письме к Менекею: "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не настало время занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени". Таким образом, цель философии состоит в просвещении людей, а не в чистой теории. Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику.

Дэвид Юм (1711-1776) - крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил широкое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: "Трактат о человеческой природе" (1739 – 1740), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследование о принципах морали" (1751), "Эссе" (1752), "Естественная история религии" (1757). Работая библиотекарем Эдинбургского общества адвокатов, он подготовил восьмитомную "Историю Англии". Юм - последний из трех английских эмпиристов после Локка и Беркли. Он продолжал линию Локка в отношении сенсуализма и его главный труд по философии "Исследование о человеческом познании" посвящен проблематике познания. Сенсуалистически решая вопрос о природе наших знаний, Юм в вопросе источника наших знаний занимает позицию, отличную как от позиции Локка, так и от позиции Беркли. Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятий, которые сходны с "идеями" Локка и Беркли. Однако он не соглашается с Локком в том, что внешний мир - источник этих простых идей. В то же время он не соглашается также и с Беркли, считавшим, что "идеи" (т.е. ощущения) - это и есть сама реальность, мир, вещи. Юм утверждает, что мы не можем доказать существование внешнего мира как источника существования наших ощущений.

Карл Ясперс (1883-1969) - крупнейший представитель немецкого экзистенциализма. Начал он свою научную деятельность как психиатр, сначала как ассистент психиатрической клиники в Гейдельберге, а затем как профессор психологии в этом университете. С 1921 г. профессор философии Гейдельбергского университета, а с 1948 г. - Базельского. Основные работы: "Общая психопатология" (1913), "Философия" (1932, в трех томах), "Духовная ситуация эпохи" (1931), "Экзистенциальная философия" (1938), "О происхождении и цели истории" (1949), "Философия и мир" (1958), "Философская вера" (1948), "Куда идет Федеративная республика" (1966), "Великие философы" (1957). Яперс писал о философии, что она должна быть не систематической, а иметь характер "философствования", подчеркивая тем самым, что философия - это "духовный процесс", который открыт для постановки вопросов и не может быть завершенным. При этом Ясперс указывал, что духовную ситуацию эпохи, которая переживает кризисное состояние, может понять только философия. Поэтому перед ней стоит задача критики философий прошлого, которые претендовали на систематическое, законченное изложение своих положений. Центральным понятием философии Ясперса выступает понятие экзистенции. Под ней он понимает ту сторону человеческого бытия, которая не может быть изучена наукой, вообще не может быть предметом изучения.


[1] Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб.пос. В 2 ч. – М.: Высш.шк.; 1980. Ч.2. С.186.

[2] Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. – М.: Изд-во МГУ, 1979. С.35.

[3] Там же. С.66.

[4] Конфуций. Изречения. – М.: Изд-во МГУ, 1994. 2,4.

[5] Там же. 12, 11.

[6] Афоризмы Конфуция. 15,5.

[7] См. Фома Аквинский Сумма теологии. 1 q.2, 3 с.

[8] Вебер М.Избранные. произведения. [Текст] М.Прогресс, 1990, с. 71-72

[9] Лейбниц Г.-В.. Сочинения. т.1,[ Текст ]. М., Мысль 1982, с.94

[10] Лейбниц Г.-В.. Сочинения. т.1,[ Текст ]. М., Мысль 1982, с.408

[11] Руссо Ж.-Ж.Трактаты [Текст] М., Наука 1969. С.72

[12] К. Маркс, Ф. Энгельс. Полн. собр. соч., 2-е изд. – Т. 3. – М.: Политиздат, 1955. – С. 4.

[13] К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т. 23, с.21.

[14] Зеньковский В.В. История русской философии. Том I. Часть1. Л.: ЭГО, 1991. С. 16.

[15] Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. №2. С. 123-141.

[16] Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. С. 289.

[17] Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб.: Алетейя, 1996. С. 68.

[18]Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М.: Русский Двор, 1995.

[19] Веневитинов Д.В. О состоянии просвещения в России // Стихотворения. Проза. Письма. Воронеж: Центр. Черноземн. кн. изд-во, 1985. С. 200.

[20] Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 6. М.: Худож. лит., 1978. С.198.

[21] Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Е.Н. Трубецкой // Избранное. М.: Канон, 1995. С.5.

[22] Федоров Н.Ф. Статьи философского содержания / Н.Ф. Федоров // Собрание сочинений: В 4-х тт. Том III. М. Традиция, 1997. С. 266, 310.

[23] Соловьев. Оправдание добра: Нравственная философия / В.С. Соловьев. М.: Республика, 1996. С. 98.

[24] Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. С.-Петербург–Тарту, 1999. С. 70.

[25] Иванов В.И. Легион и соборность // В.И.Иванов / Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 100.

[26] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра // Н.О. Лосский / Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. С. 236.

[27] Чичерин Б.Н. Нравственный мир / Б.Н. Чичерин // Русская философия права: философия веры и нравственности (антология) / А.П. Альбов [и др.]. СПб.: Алетейя, 1995. С. 83.

[28] Трубецкой Е.Н. Право и нравственность / Е.Н. Трубецкой // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб.: Алетейя, 1995. С. 193.

[29] Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека / П.Д. Юркевич // Философские произведения. М.: Правда, 1990. С. 71.

[30] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 234

[31] Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М.: Гносис, 1992. С. 45.

[32] Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи // И.А. Ильин // Собр. соч: в 10 т. М.: Русская книга, 1994. Т.3. С. 58.

[33] Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К.В. Мочульский. М.: Республика. 1995. С.360.

[34] Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса / С.Н. Булгаков // Проблемы идеализма. Сборник статей [1902] / [под ред. М. Колерова]. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. С. 263.

[35] Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века / Н. Зернов. Paris. YMCA-PRESS, 1991. С.325.

[36]Назаров В.Н. История русской этики. М.: Гардарики, 2006. С. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: