Территория и инфраструктура МО

все процессы жизни города осущ-ся на относительно небольшой территории. Внешняя граница города, отделяющая территорию города от др земель, называется городской чертой. Городская черта утверждается органом гос власти субъекта.

Тер-рию города характеризуют 2 основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. Сочетание этих факторов формирует городскую среду. Городская среда – это совок-сть множества природных, архитектурно-планировочных, экологических, соц-но-культ-х и др. факторов, в к-рых обитает городской житель и к-рые определяют комфортность его проживания на данной тер-рии.

Все жители города заинтересованы в том, чтобы городская среда была максимально комфортной. Они хотят влиять на состояние городской среды или, по крайней мере, рассчитывать, что их мнение будет учтено мун-й властью. Однако система ценностей у разных групп населения может быть неодинаковой. Так, владелец машины желает, чтобы она стояла под окнами его дома, а др. жильцы дома против.

В разных районах города состояние городской среды может быть неодинаковым. Улучшение состояния городской среды затрагивает все подсистемы города, поэтому пространственная орг-ция его тер-рии должна рассматриваться как важнейший компонент мун-го упр-ния. Здесь совершенно недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат.

Важнейший элемент тер-рии города составляет природный комплекс. Его основу образуют физико-географическое положение, определяемое границами природных зон, климатическими условиями, рельефом местности и д.т. в зависимости от природного окружения городА различаются дизайном застройки, этажностью зданий, расположением рекреационных зон и т.п.

Сущ-ет несколько подходов к орган-ции планировки и застройки тер-рии города, его застройки. Один из них основан на концепции "опорного экологического каркаса". В основе лежит разделение тер-рии на пространственные группы: зоны наивысшей хоз-ной активности, зону экологического равновесия и буферную зону.

Другой подход предполагает разделение тер-рии города на ядро, центральный район, специализированный район и периферию.

Ядром города служит исторический центр, включающий, как правило, административные здания, культурные учреждения и торговые центры. (Кремль)

Центральный район более открыт и ориентирован на обслуживание основных функций города, обеспечивая реализацию преимущественно деловых и торговых функций. Специализированный район предполагает образование на тер-рии города отдельных, достаточно обособленных жилых комплексов – микрорайонов или городских районов. Периферия – район внешней границы городской тер-рии, характеризующийся низкой степенью временной доступности, недостаточным развитием соц-но-бытовой сферы.

Данные подходы формируют научную основу орг-ции городского пространства. Правовую основу зонирования тер-рии города составляют нормы Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Зонирование тер-рии города проводится на основе 3 основных факторов (критериев): функциональному, правовому и эконом-му или ценовому.

Функциональное зонирование предполагает использование разных участков (зон) городской тер-рии для различных целей (функций). Их перечень определен Земельным кодексом (ст. 85). Соблюдение требований к фукциональному зонированию контролируется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Правовое зон-ние устанавливает систему разрешений и ограничений по использованию отдельных участков тер-рии города. Градостроительный кодекс характеризует правовое зон-ние как деят-ть органов МСУ в области разработки и реализации правил городской застройки.

Ценовое зон-ние осущ-ся органом МСУ на основании установленных земельным кадастром базовых цен на отдельные земельные участки. Органы МСУ при установлении ставок земельного налога, размеров арендной платы за земельные участки, нежилые помещения на различных участках городской тер-рии могут дифференцировать их с учетом транспортной доступности, инженерной обеспеченности и престижности. Такое зон-ние позволяет через систему повышающих и понижающих коэф-тов экономики стимулировать освоение тер-рий и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков.

Политика зон-ния города яв-ся важным фактором регулирования его развития, привлечения инвестиций, максимизации доходов от использования территории.

Природный комплекс, схема его планирования и застройки оказывают значительное влияние на состав объектов градообслуживающей и соц-й сфер, формирующих инфраструктуру МО. Градообслуж-я сфера, или городское хоз-во, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах.

В состав градообслуж-щей сферы входят: жилищно-коммунальный комплекс; транспортный ком-с; строительный к-кс; службы общ-ной безопасности; комплекс потребительского рынка (торговля, общепит, бытовое обслуж-ние нас-ния); системы упр-ния, связи, инф-ции и др. орг-ции, обслуживающие городские нужды.

ЖКК яв-ся важнейшей и самой крупной составной частью городского хоз-ва и вкл-ет в себя следующие подотрасли и хоз-ва:

ü жилищное хоз-во, т.е. жилые и нежилые здания с сетью обслуж-х их эксплуатационных, ремонтно-строительных и др. препр-тий и орг-ций;

ü инженерное обеспечение города: водо-, тепло-, газо- и энегроснабжение:

ü общегородское коммунальное хоз-во, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания тер-рии города (дорожное хоз-во, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хоз-во и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и др. хоз-ва.

Соц-я инф-ра города включает в себя следующие объекты:

1) объекты здавоохр-ния: поликлинники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора идр.;

2) объекты соц поддержки отдельных групп нас-ния: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры соц-го обслуживания, соц-е приюты и т.д.;

3) объекты образования и науки;

4) объекты кул-ры и искусства;

5) объекты физ- кой культуры и спорта;

6) объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов соц-й инф-ры гродов нах-ся в мун-й соб-сти. Их содержание яв-ся самой крупной статьей расходов местного бюджета. Органы МСУ призваны содействовать рациональному размещению объектов соц-й инф-ры по тер-рии города и обеспечивать их доступность для жителей.


5 Муниципальные услуги

МУ осуществляется через конкретную деят-ть населения МО и органов МСУ. Эта деят-ть яв-ся муниципальной деят-тью. Мун-ная деят-ть – это самостоятельная и под свою ответственность деят-ть населения и органов МСУ по решению вопросов местного значения.

Предметом муниципальной деят-ти яв-ся благоустройство жизни на территории МО и организация оказания населению различных мун-х услуг.

Мун-я услуга яв-ся базовым элементом мун-й деят-ти, основой соц-х и эк-х отношений между людьми на территории МО.

Мун-ми услугами наз-ся такие услуги, к-рые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы МСУ несут ту или иную ответственность.

Муниципальные услуги принято классифицировать на:

1. Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носят индивидуальный характер, т.е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. Качество и объем предоставляемой услуги измеряются непосредственно потребителем (большинство бытовых и торговых услуг, такси и д.т.). эти услуги должны оплачиваться потребителями по сложившимся ценам и тарифам.

2. Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носит общественный характер. Потребление услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а ее объем и качество не поддаются непосредственному измерению потребителем (благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общ-го порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронений ид.т.). эти услуги должен оплачивать бюджет.

3. Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления, яв-ся социально значимыми, их предоставление каждому гарантируется Конституцией РФ (охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры и др.). для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования.

4. Бюджетными наз-ся такие мун-е услуги, к-рые полностью или частично финанс-ся из бюджета. К ним относятся общественные услуги и большинство социально значимых.

Оценка объема оказанной услуги производится повременно либо с помощью спец-х счетчиков либо с помощью косвенных измерителей, в кач-ве к-рых могут использоваться:

ü С человека:

ü С установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);

ü За вход

ü С квадратного метра жилой площади.

Распределение оплаты мун-х услуг между различными категориями населения осуществляется на основе 2 принципов:

1. принцип равенства – оплата производиться по единому для всх тарифу, пропорционально потребленному ресурсу, либо по косвенному измерителю;

2. принцип справедливости – размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности потребителя.

Непосредственную работу по оказанию мун-х услуг населению могут проводить предприятия и орг-ции всех форм соб-сти. Для предоставления важнейших услуг администрация МО вправе создавать мун-е предп-тия и учреждения. Роль органов МСУ в оказание услуг населению может быть различной:

1. за одну группу услуг органы МСУ несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местного бюджета (содержание дорог, благоустройство тер-рии, содержание школ и т.д.);

2. за др. группу основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы гос власти, а органы МСУ содействуют их оказанию и могут участвовать в финансировании расходов (охрана общ-го порядка, пожарная безопасность и т.д.);

3. по третьей группе мун-х услуг органы МСУ несут полную ответственность за их предоставление, хотя фин-руют частично, в доле с населением и гос-вом (ЖК услуги, здравоохранение, содержание дошкольных учреждений);

4. четвертую группу услуг полностью финансируют их потребители, а органы МСУ лишь создают условия для оказания этих услуг путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков (торговля, бытовое обслуживание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: