Рациональное решение и этапы его принятия
В основе рационального решения находится объективный анализ ситуации, в которой находится предприятие в настоящий момент времени. Рациональное решение принимается в несколько этапов:
1. На основе анализа ситуации в целом определяется «проблемное поле», в рамках которого на результаты изучения отдельных признаков и явлений формулируется возникающая проблема.
2. Выполняется анализ проблемы.
3. Формулируются конкретные задачи и общие условия их решения. Это позволяет выбрать наиболее эффективный и рациональный способ практических действий.
4. Определение возможности и целесообразности решения возникающих проблем. Для проблемы, решаемой в принципе, необходимо выяснить наличие готового решения и, если таковое существует, установить возможно ли его применить к конкретной ситуации для данного предприятия и, если необходимо, установить объем дополнительной информации, которая нужна для реализации решения. Если готового решения не существует, то необходимо оценить затраты, связанные с подготовкой и реализацией решения проблемы и оценить эффективность её решения (Возможна ситуация, когда выгоднее отказаться от решения проблемы, нежели решать её).
|
|
5. Определение критериев отбора окончательного варианта решения.
6. Формулировка различных вариантов решения (выбрать один из вариантов означает найти такое сочетание его качественных и количественных характеристик, которое будет в максимальной степени отвечать целям задачи, которую необходимо решить).
7. Осуществляется выбор окончательного решения. который будет реализован на практике.
8. Осуществляется согласование основных положений принятого решения с его исполнителями и заинтересованными лицами.
При принятии рационального решения следует оценивать все возможные косвенные последствия, которые оно может оказать на хозяйствующих субъектов, с которыми взаимодействует предприятие, или, если решение принимается в рамках отдельного подразделения, его влияние на другие подразделения предприятия.
Содержание, порядок, реализация и эффективность комплекса мероприятий по организации производства во многом определяются качеством внутризаводского планирования. Планирование хронологически является первой функции менеджмента и непосредственно предшествует функции организации производства. Кроме этого, от уровня постановки плановой работы в значительной степени зависит конечные результаты производственно хозяйственной деятельности предприятия. Планирование представляет собой комплекс мероприятий по определению основных направлений и пропорций развития предприятия. Осуществляя процесс планирования, необходимо заранее учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для функционирования и развития производства. Внутрипроизводственное планирование решает следующие задачи:
|
|
1. Конкретизирует цели развития предприятия и его отдельных подразделений.
2. Определяет средства достижения поставленных целей.
3. Фиксирует сроки и последовательность реализации поставленных целей.
4. Обеспечивает взаимную увязку между отдельными структурными подразделениями предприятий.
5. Обеспечивает увязку планирования с другими функциями управления.
6. Формирует систему стандартов и показателей для оценки результатов деятельности предприятия.
В целом потребность планирования на предприятии определяется наличием в составе предприятия многочисленных структурных подразделений, требующих взаимной увязки своей деятельности; наличием у предприятия поставщиков и потребителей и требований взаимной увязки их совместной деятельности; необходимость учитывать достижения научно-технического прогресса; необходимость удерживать свой сегмент на рынке, обеспечивая для предприятия долгосрочные конкурентные преимущества.
В целом планирование способствует использованию будущих благоприятных условий в рыночной коньюктуры, уточняет возможные проблемы и риски для предприятия, способствует обеспечению предприятия необходимой информацией, обеспечивает рациональное использование располагаемых предприятием ресурсов и повышает степень координации действий отдельных подразделений, а также степень ответственности в процессе организации производства. В условиях современного рынка роль планирования постоянно возрастает. В целом, это обусловлено переходом к постиндустриальному обществу и конкретизируется влиянием ряда факторов. На уровне отдельного предприятия это концентрация производства, диверсификация производства, ускорение темпов научно-технического прогресса, развитие акционерной формы собственности, необходимость работы на внешних рынков для получения долгосрочных конкурентных преимуществ и ускорение интеграционных процессов (вертикальных и горизонтальных) в производстве.
На уровне отдельного предприятия основным стимулом развития системы планирования является необходимость в постоянной адаптации хозяйствующих субъектов к современных тенденциям форм организации производства, форм эффективного использования труда и постоянно меняющейся макроэкономической коньюктуры.