Тенденции изменений во внешней среде в конце XX – начале XXIвека

Реализация стратегического управления

В XX веке основными причинами изменений во внешней среде функционирования организации были факторы неопределённости возникающих в рамках хозяйственной деятельности предприятия (действия конкурентов и изменения рыночной коньюктуры в соответствии с фазой развития экономического цикла). В конце XX –начале XXIвека наиболее существенным становится изменение экономической структуры. Это обусловлено существенными изменениями в самой внешней экономической среде. В настоящее время для социально-экономических процессов характерна нелинейность развития. Можно говорить о частичной хаотичности развития внешней среды. Национально-замкнутые экономики уступают место глобальной экономической системе. Общество с относительно устойчивыми потребностями эволюционирует в сторону общества с неопределёнными и быстро изменяющимися потребностями. При этом макроэкономические сдвиги приводят не только к кризисным явлениям, но и постоянно создают новые возможности для развития хозяйственной деятельности. При этом базовой причиной состояния и динамики внешней среды является развитие технологий (развитие научно-технического прогресса) и абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Всё это выражается в существенном изменении технологических, экономических, политических и конкурентных факторов, влияющих на производство, а также изменения сферы потребления.

В настоящее время предприятие в основном вынуждено конкурировать инновационной среде. Темпы экономического роста напрямую связаны с разработкой новых технологий. Наиболее высокими темпами развиваются такие высокотехнологические сектора хозяйственной деятельности, как информатика, телекоммуникации, создание синтетические материалы, робототехника, космонавтика и биотехнологии. Именно в этих областях возможно получение максимальных доходов и прибыли, и именно в этих областях имеет место наиболее острая конкурентная борьба.

К существенным изменением, происходящим в последнее время в экономики, следует отнести:

- замедленный темп роста в большинстве традиционных областей хозяйственной деятельности;

- насыщение отраслей промышленности, занимающихся удовлетворением базовых потребностей;

- увеличение уровня безработицы;

- дефицит бюджета государств, который препятствует увеличению государственных расходов;

- активное развитие интеграционных процессов мировой экономики;

- усиление роли государства в регулировании макроэкономических процессов.

Значительные изменения наблюдаются с сфере потребления. Так смещается акцент с удовлетворения в первую очередь базовых потребностей человека на удовлетворение потребностей, связанных с высокотехнологичными товарами, или удовлетворение услуг, не имеющих первостепенного значения для человека.

По частоте возникновения и темпов изменения перемены во внешней среде можно классифицировать как непрерывные и неожиданные. Непрерывные эволюционные изменения происходят постоянно и определяются динамикой экономических циклов. Предприятия способны прогнозировать и адекватно реагировать на эти изменения. Неожиданные (радикальные) изменения внешней среды обусловлены изменениями в технологиях производства, политическими шоками (политическими изменениями) и проблемами, связанными с ограниченностью ресурсов. Они происходят быстро, и предприятию сложно их прогнозировать и адекватно отреагировать на их возникновение. Внезапные изменения внешней среды приводят к образованию «стратегических окон» (новых условий для развития хозяйственной деятельности).

В условиях возникновения стратегических окон, главная задача предприятий, занимающих лидирующее положение в отрасли, состоит в том, чтобы «закрыть окно», прежде чем потенциальные конкуренты воспользуются им для проникновения на рынок. Соответственно, цель потенциальных конкурентов использовать появившуюся возможность для проникновения на рынок. В данной ситуации успех тех или иных действий обусловлен быстротой реакции на создавшуюся ситуацию на рынке.

Основные причины возникновения стратегических окон:

1) появление новых технологий;

2) появление новых сегментов рынка;

3) возникновение новых каналов распределения;

4) переориентация рынка (с развитием рынка изменяется природа спроса, в которой развивается от покупки товаров к приобретению обслуживающих систем);

5) новое законодательство (новые законы, нормативные акты, таможенные правила, международные соглашения и т.д. создают новые условия для осуществления хозяйственной деятельности);

6) внешние шоки (непрогнозируемые изменения тарифов естественных монополий, цен на товары, курсов валют, рыночной ставки процента, а также политические и международные события).

Если предприятие по какой-либо причине не в состоянии реагировать на появление стратегических окон, то изменении во внешней среде создают серьезные проблемы для его хозяйственной деятельности. Основная задача стратегического менеджмента(управления) заключается в том, чтобы своевременно реагировать на изменения во внешней среде и свести к минимуму обусловленные ими хозяйственные потери, а также разработать стратегию действий, которая позволит превратить угрозу в благоприятную возможность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: