Счета баланса по характеру и масштабу группировки делятся на:
1) синтетические или балансовые счета (счета первого порядка, общие), предназначенные для укрупненной группировки хозяйственных операций (от слова «синтез» — обобщать).
Эта группировка производится в специальных учетных регистрах, журналах-ордерах и Главной книге в ценностном выражении. Им присваивается условный шифр, а субсчетам порядковый номер. На основании этих счетов заполняются формы отчетности, 20 счет «Основное производство»;
2) аналитические или вспомогательные счета (частные,конкретные, в продолжение синтетических счетов) —в развитие определенной группы синтетических счетов повидам средств хозяйства. Оцениваются в натуральном,трудовом, денежном выражении.
Между синтетическими и аналитическими счетами существует связь. Сальдо одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся.
Оборот по дебету или кредиту синтетических счетов равен сумме оборотов соответственно дебета или кредита всех аналитических счетов. аналитические счета имеют субсчета — свойство аналитических счетов. В начале работы и организации учета необходимо установить какими средствами, правами и обязанностями располагает предприятие.
|
|
Под средствами подразумевают имущественно-товарно-материальные ценности и деньги, т. е. те виды ценностей, которые могут быть переведены, за исключением самих денег, в денежную форму путем их реализации.
Под правами понимают долги хозяйству. Под обязательствами понимают долги хозяйства.
Хозяйственные операции делятся по однородности:
1) процессы заготовления — это операции, связанные с обеспечением предприятия товарно-материальными ценностями;
2) процессы производства — это операции, связанные с изготовлением продукции, с износом материалов, расходом материалов, командировочными расходами, начислением зарплаты, общепроизводственными расходами, услугами. Результатом процесса производства является определение себестоимости продукции, работ, услуг;
3) процесс реализации — это операции, связанные с отгрузкой, разгрузкой, реализацией готовой продукции, работ,услуг, рекламой, транспортными расходами; операции, связанные с расчетами за реализацию продукции.
Результатом этого процесса является прибыль или убыток от реализации производства.
Текущий учет операций основывается на 3 процессах:
1) регистрация операций заключается в записи каждой хозяйственной операции, вызывающей обмен средств в особых бланках — документах (первичный учет). Такие документы устанавливаются для каждой однородной группы хозяйственных операций.
|
|
2) группировка и запись операций сводятся к тому, что хозяйственные операции, оформленные документами, в учете группируются в счетах по принципу однородности средств предприятия методом двойной записи.
3) обобщение учетных данных заключается в своде результатов записей ежемесячно в особой таблице — балансе. Поступили денежные средства в кассу предприятия: Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет» — оба счета активные,
т. е. произошла перегруппировка средств в активе баланса. Материалы поступили в основное производство: Дебет счета 20 «Основное производство»,
Кредит счета 10 «Материалы» — это тип хозяйственной операции, при которой изменения происходят только в активе баланса.
Экономические ресурсы — это все то, чем располагает действующее предприятие и что необходимо для его функционирования.
Экономические ресурсы, которыми владеет предприятие и от которых оно ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деловой активности, называются активами.
Активы включают: здания, оборудование, запасы товарно-материальных ценностей, задолженность клиентов, средства в банке, наличные деньги в кассе.
Активы должны отвечать двум требованиям:
1) находиться во владении предприятия;
2) иметь денежное выражение.
Активы делятся на 2 группы:
1) материальные активы (их можно потрогать, увидеть);
2) нематериальные активы (без физических измерений, их оценка базируется на юридически оформленных правах и привилегиях, которые имеет владелец).
Активы могут быть 4 видов:
1) текущие активы — товарные запасы, деньги в кассе и на расчетном счету, ценные бумаги и задолженность клиентов — их можно превратить в наличные деньги в течение года.
2) финансовые вложения — имеют долговременную природу и не используются в текущих финансовых операциях предприятия, а также не могут быть превращены в денежную форму в течение года (акции, облигации).
3) собственность (земля, здания, оборудование) — долговременные или долгосрочные.
4) нематериальные активы — обычно долгосрочного характера
(патенты, лицензии, торговые марки и т. д.).