Виды цен
Цена
Цена и ее функции в рыночной экономике. Виды цен.
Определение потребности в ФР.
1. Достаточность собственного капитала:
· П – (r – i) x D
Кс = r
Кс – потребность в собственном капитале;
r > i r< i
2. Коэффициент покрытия долга денежным потоком (К пдп):
К пдп = (П + А + Дв) / (Д + З)
К пдп >=1, Кпдп < 1
Характеризует наличие у фирмы-заемщика свободных денежных средст для погашения основной суммы долга.
3. Финансово-эксплуатационные потребности (обеспечение текущей потребности в финансировании):
ФЭП = ПЗ + ГП + ДЗ – КЗ
4. Цена капитала (затраты на капитал):
Расходы по привлечению капитала (ФР)/ Сумма привлеченных ресурсов
Это количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо.
Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену.
Проблема формирования цены в различных концепциях:
Классическая экономическая теория: в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности, лежат затраты на производство этого товара. Цена товара определяется издержками на его производство, т.е. платой за использованные факторов производства.
|
|
Трудовая теория стоимости (разрабатываемая Д. Риккардо, затем К. Марксом). Цена имеет объективную основу – стоимость. Теория рассматривала цену товара как денежное выражение стоимости. Стоимость трактовалась как воплощенные в товаре общественно-необходимые затраты труда. Цена отдельного товара может откланяться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.
Маржиналистская концепция: в основе ценности (стоимости) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.
Неоклассическая теория: А. Маршалл синтезировал классический и маржиналистский подход к цене. Он отталкивался от различных сторон одного и того же процесса - формирования ценности. Цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Спрос и предложение уравновешивают их формируя равновесную цену, которая отражает интересы и потребителей и производителей.
• рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены)и нарушить равновесное состояние рынка.