Лекция 26. Методика проверки профессиональных знаний и умений

МОДУЛЬ 6. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩ.-СЯ В СИСТЕМЕ НАЧ. ПРОФЕСС. ОБУЧЕНИ

Методы устной проверки знаний и умений

Главное достоинство устной формы проверки знаний и умений – непо-

средственный контакт между учащимся и преподавателем. Это дает широкие

возможности для изучения индивидуальных способностей учащихся, коррек-

тировки их знаний, обучения логически грамотному построению ответов,

правильному применению технической терминологии.

В то же время преподаватель испытывает ряд методических затруд-

нений:

– в отборе содержания и постановке вопросов;

– потере внимания всей группы при ответе одного учащегося;

– нехватке времени для опроса всех учащихся на уроке.

Поэтому при проведении устного опроса преподаватель должен тща-

тельно готовиться, заранее формировать вопросы, определять требования к

ответам учащихся. Нельзя забывать, что функции проверки ЗУН будут вы-

Методика профессионального обучения. Курс лекций 275

полнены, если учащийся полностью раскроет свои знания. Для этого необхо-

димо четко формулировать вопросы, делать это в непринужденной атмосфе-

ре взаимного доверия, добиваться точного ответа на поставленный вопрос.

На уроках устная проверка знаний осуществляется в виде фронтальной

и индивидуальной проверки.

При фронтальной устной проверке за короткое время проверяются

знания учащихся всей группы по определенной теме. Фронтальную устную

проверку проводит преподаватель или мастер производственного обучения

для выявления готовности группы к изучению нового материала, определе-

ния уровня сформированности понятий, для проверки домашнего задания,

поэтапной проверки учебного материала, который изучили учащиеся на уроке.

При фронтальной устной проверке преподаватель обращается с вопро-

сом ко всей группе, но спрашивает одного учащегося. При формулировании

вопросов необходимо исходить из содержания темы и цели проверки: за ко-

роткое время определить состояние группы в целом, т.е. опросить большую

часть группы. Это возможно, когда вопросы не требуют для обдумывания

длительного времени и предполагают короткий ответ.

В процессе фронтальной проверки перед преподавателем стоят сле-

дующие методические задачи:

– установление факта знания или незнания учебного материала;

– проверка понимания учебного материала;

– выявление причин непонимания;

– устранение причин непонимания учащимися сущности формируемых

понятий.

Одним из требований является тщательное обдумывание вопросов

фронтальной проверки: сможет ли учащийся ответить на данный вопрос?

Почему вопрос может вызвать затруднение? Какие при этом следует задать

уточняющие вопросы, чтобы ликвидировать непонимание?

Таким образом, на стадии разработки структурно-логической системы

учебного материала преподаватель обдумывает группу вопросов, необходи-

мых для усвоения и осознания данного материала учащимися.

Преподаватель осуществляет различные приемы фиксации ответов

учащихся.

Кроме фронтальной проверки знаний используется индивидуальная

устная проверка, которая позволяет выявить правильность ответа, его пол-

ноту, оценить логичность изложения и культуру речи учащихся.

Эта форма проверки используется в основном в теоретическом обуче-

нии при текущем и тематическом контроле знаний. При такой форме провер-

ки учащиеся должны дать ответ на вопрос в виде развернутого рассказа, при-

вести необходимые математические выражения и т.д.

Индивидуальная устная проверка открывает большие возможности для

обучения учащихся поиску ошибок в ответах товарищей. Умение отыскивать

ошибки способствует формированию навыков самопроверки. Для уплотне-

ния времени проверки необходимо вызвать одновременно несколько уча-

щихся, например троих (сидящих в разных рядах), слушать их ответы и на-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: