МОДУЛЬ 6. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩ.-СЯ В СИСТЕМЕ НАЧ. ПРОФЕСС. ОБУЧЕНИ
Методы устной проверки знаний и умений
Главное достоинство устной формы проверки знаний и умений – непо-
средственный контакт между учащимся и преподавателем. Это дает широкие
возможности для изучения индивидуальных способностей учащихся, коррек-
тировки их знаний, обучения логически грамотному построению ответов,
правильному применению технической терминологии.
В то же время преподаватель испытывает ряд методических затруд-
нений:
– в отборе содержания и постановке вопросов;
– потере внимания всей группы при ответе одного учащегося;
– нехватке времени для опроса всех учащихся на уроке.
Поэтому при проведении устного опроса преподаватель должен тща-
тельно готовиться, заранее формировать вопросы, определять требования к
ответам учащихся. Нельзя забывать, что функции проверки ЗУН будут вы-
Методика профессионального обучения. Курс лекций 275
полнены, если учащийся полностью раскроет свои знания. Для этого необхо-
димо четко формулировать вопросы, делать это в непринужденной атмосфе-
ре взаимного доверия, добиваться точного ответа на поставленный вопрос.
На уроках устная проверка знаний осуществляется в виде фронтальной
и индивидуальной проверки.
При фронтальной устной проверке за короткое время проверяются
знания учащихся всей группы по определенной теме. Фронтальную устную
проверку проводит преподаватель или мастер производственного обучения
для выявления готовности группы к изучению нового материала, определе-
ния уровня сформированности понятий, для проверки домашнего задания,
поэтапной проверки учебного материала, который изучили учащиеся на уроке.
При фронтальной устной проверке преподаватель обращается с вопро-
сом ко всей группе, но спрашивает одного учащегося. При формулировании
вопросов необходимо исходить из содержания темы и цели проверки: за ко-
роткое время определить состояние группы в целом, т.е. опросить большую
часть группы. Это возможно, когда вопросы не требуют для обдумывания
длительного времени и предполагают короткий ответ.
В процессе фронтальной проверки перед преподавателем стоят сле-
дующие методические задачи:
– установление факта знания или незнания учебного материала;
– проверка понимания учебного материала;
– выявление причин непонимания;
– устранение причин непонимания учащимися сущности формируемых
понятий.
Одним из требований является тщательное обдумывание вопросов
фронтальной проверки: сможет ли учащийся ответить на данный вопрос?
Почему вопрос может вызвать затруднение? Какие при этом следует задать
уточняющие вопросы, чтобы ликвидировать непонимание?
Таким образом, на стадии разработки структурно-логической системы
учебного материала преподаватель обдумывает группу вопросов, необходи-
мых для усвоения и осознания данного материала учащимися.
Преподаватель осуществляет различные приемы фиксации ответов
учащихся.
Кроме фронтальной проверки знаний используется индивидуальная
устная проверка, которая позволяет выявить правильность ответа, его пол-
ноту, оценить логичность изложения и культуру речи учащихся.
Эта форма проверки используется в основном в теоретическом обуче-
нии при текущем и тематическом контроле знаний. При такой форме провер-
ки учащиеся должны дать ответ на вопрос в виде развернутого рассказа, при-
вести необходимые математические выражения и т.д.
Индивидуальная устная проверка открывает большие возможности для
обучения учащихся поиску ошибок в ответах товарищей. Умение отыскивать
ошибки способствует формированию навыков самопроверки. Для уплотне-
ния времени проверки необходимо вызвать одновременно несколько уча-
щихся, например троих (сидящих в разных рядах), слушать их ответы и на-