Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Во многих фирмах необходимо принимать относительно быстрые решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов. В случае, когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегать к определенной децентрализации.
Централизованные организации слишком дороги, медленно приспосабливаются и плохо реагируют на потребности клиентов, слишком ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции. Рынки конечного использования продукции требуют более быстрой и целенаправленной ответной реакции. Возрастают объемы и значимость выпуска наукоемкой и высокотехнологической продукции. Стратегия все больше смещается от конкурентных условий, основывающихся на ценах и объемах производства, к целям увеличения ценности для клиентов. Это приводит к формированию новых принципов управления, где больше предоставляется свободы сотрудникам, группам. В децентрализованных организациях действия по разрешению проблем могут предприниматься более быстро, большее количество людей принимают участие в достижении конечного результата. Анализ опыта децентрализованных структур позволил выявить следующее:
активнее развиваются профессиональные навыки руководителей, власть и ответственность которых за принятие решений возрастает;
ведет к усилению соревновательности, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции;
руководители могут проявлять больше самостоятельности в осознании и определении своего личного вклада в решение проблем.
Необходимо отчетливо понимать, что процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и расходов. Приходится в частности разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников к переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов. Таким образом, децентрализация предполагает:
большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;
решения, принятые на низших уровнях более важны;
различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;
уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.
На соотношение централизации и децентрализации влияют такие исходные факторы: размер организации, технология производства и услуг, окружающая среда:
размер организации влияет, прежде всего, на ее сложность. Если работников очень много возрастание роли горизонтальной специализации развитие вертикальной дифференциации. Существует большая зависимость между размерами организации и степенью формализации, т.е. при увеличении размеров возрастает степень формализации => проще управлять;
чем больше рутинность технологии, тем меньше необходимость в функциональных группах. Характер технологии влияет и на степень формализации;
организация должна адаптироваться к своему окружению. Чем больше окружающая среда и многообзорна, тем сильнее организация стремиться к децентрализации.
Учитывая всю совокупность воздействующих факторов, необходимо стремиться к формированию структур, отражающих современные тенденции развития организаций: сокращение уровней управления, общее сокращение управляющих высшего и среднего звеньев, создание более плоской организационной структуры, повышение статуса персонала, ориентированного на инновации, творчество и количественные методы.
Одни из ключевых инструментов эффективного осуществления процессов децентрализации является делегирование. Оно используется когда:
руководителю необходимо время на осуществление дел, которые являются прерогативой высшего звена;
чрезмерная занятость не позволяет самому заняться какой-либо проблемой;
подчиненный может сделать работу лучше, чем руководитель.
Делегирование производится на основе принципов:
передача полномочий осуществляется в соответствии с ожидаемым результатом;
передача полномочий должна осуществляться по линиям управления;
каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий;
передаются только полномочия, старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия своего подчиненного.