Это направление кадрового планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Включает следующие этапы:
- обобщённый анализ различных видов планов организации, имеющих влияние на кадровое обеспечение.
- анализ статистики по персоналу
- определение фактического состояния по количеству и качеству персонала
- расчёт качественной и количественной потребности в персонале на плановый период
- сравнение данных, полученных на 2ух предыдущих периодах планирования
- планирование мер по покрытию потребностей в персонале
Методы по определению количественной потребности в персонале:
1)Основанный на использовании данных о времени трудового процесса:
Чр=(Тн\Тпол)*Кп где: Чр – численность рабочих
Тн – время, необходимое для выполнения произв.программы
Тпол – полезный фонд времени 1го рабочего
Кп –К пересчёта явочной численности в списочную
2)Расчета по нормам обслуживания:
Ч=(Чагр*Кз)\Но*Кп где: Чагр – число агрегатов
Кз – коэффициент загрузки
Но – норма обслуживания
Кп – коэффициент пересчёта.
3)Расчета по рабочим местам:
Ч=Чраб.иест*Кз*Кп где: Чраб.м – необходимое число работников
4)Экономикческий-математический метод.
5)Сравнения. На базе анализа состава кадров специалистов в развитой хозяйственной системе составляется проект потребности в специалистах для менее развитой системы.
6)Экспертный. Позволяет получить представление о потребности в специалистах на основе мнения группы экспертов / экспертизы.
При расчёте численности штатных работников кадровой службы учитываются следующие факторы:
- общая численность работников организации;
- конкретные условия и характерные особенности, связанные со сферой деятельности организации;
- социальная характеристика организации, структурный состав её работников, их квалификация;
- сложность и комплексность решаемых задач по управлению персоналом;
- техническое обеспечение управленческого труда.
Тема 2.3 Информационное обеспечение системы управления персоналом.
Главная функция процесса управления персоналом, реализуемая на разных уровнях С.У. организацией – выработка решений и контроль за их исполнением.
Относительно их, управление персоналом рассматривается как информационный процесс, т.е. включает: получение, передачу, обработку, хранение и использование информации.
Таким образом, информационное обеспечение системы УП представляет собой совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании. Все информационное обеспечение службы УП можно подразделить на вне машинное и внутри машинное.
Вне машинное включает систему классификации и кодирования информации; систему управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменения в документацию.
Внутри машинное содержит массивы данных, формирует информационную базу системы на машинных носителях, а также систему программ организации накопления, ведения и доступа к информации этих массивов.
Тема 2.4 Техническое обеспечение системы управления персоналом организации.
Комплекс технических средств – это совокупность, взаимосвязанных единых управлением и автономных технических средств сбора, регистрации, накоплении, передача, обработки, вывода и предоставление информации, а также средств оргтехники.
Основными характеристиками задач, которые должны учитываться при выборе оборудования:
- Носители входной и выходной информации;
- Объем входной и выходной информации по указанным носителям;
- Объем вычисляемых работ;
- Сроки выполнения работы по решению задач управления персоналом;
- Формы и способы предоставления результатов решения задач пользователями.
Тема 2.5 Правовое обеспечение системы управления персоналом.
Состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом, с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи:
1.Правовое регулирование трудовых отношений, складывающиеся между работодателями и наемным работником.
2.Защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Все это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера.
Акты централизованного регулирования – это трудовой кодекс РФ, постановления правительства, акты министерства, здравоохранения и социального развития РФ.
Акты локального регулирования – это приказы руководителя организации по кадровым вопросам, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.
Тема 3.1 Кадровый потенциал предприятия
Это – общая количественная и качественная характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенный на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия. Или, это имеющиеся и потенциальные возможности работников как коллектива, которые используются и могут быть использованы в определенный момент времени. И ещё, это трудовой коллектив предприятия.
Для трудового коллектива характерны следующие признаки:
- Общность целей
- Взаимопомощь
- Наличие определенной организационной структуры, которая обусловлена размерами и задачами организации
- Дисциплина
Функции трудового коллектива:
- Экономические выражаются в реализации коммерческих, технологических, производственных и других процессах, в результате которых осуществляется миссия организации и достигаются её цели.
- Управленческие предполагают оказание управляющего воздействия субъекта на объект управления.
- Социальны е проявляется в постановке и решении задач социального развития коллектива.
Структура трудового коллектива:
1. - Формальные или функциональные структуры – создаются по воле администрации для совершенствования производственного процесса и часто совпадают с подразделениями организации.
- Неформальные – группа лиц, не связанных должностной иерархией, и объединённая на основе дружеских отношений, общности интересов и т.п. Как правило, имеет лидера.
2. - Производственно-функциональная структура, состоит из подразделений, в рамках которых складываются производственно-функциональные отношения между членами коллектива.
- Социально-профессиональная структура. Члены коллектива – люди разных профессий, квалификаций и мышления.
Это оказывает существенное влияние на отношения между членами коллектива, их взаимопонимание, и, в конечном счёте, влияет на трудовое поведение.
- Социально-экономическая структура. Члены трудового коллектива имеют разницу в оплате труда, правах, собственности, участии в прибылях, условиях труда и т.д.
В результате, в трудовом коллективе отношения между членами коллектива могут носить характер социального партнёрства или конфликта.
- Социально-психологическая структура образуется на основе личных симпатий, дружбы общих ценностных ориентаций, увлечений и интересов.
- Социально-демографическая структура проявляется во взаимодействии совокупности групп, в зависимости от пола, возраста, семейного положения и стажа работы.
- Общественно-организационная структура формируется действующими на предприятии общественными организациями.