Последствия стресса.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. На начало стресса указывают постоянная усталость, раздражительность, хандра или частое перемены настроения по незначительным причинам, депрессия, работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызывает скуку и раздражение, трудно сосредоточиться, появляется рассеяность, подводит память.
Различают четыре основных вида неверной реакции на стресс:
1. Бездействие – люди имеющие такое отношение к стрессу, постоянно жалуются окружающим, чувствуют меня жертвами и невинными, но ничего не хотят предпринимать лично, чтоб изменить ситуацию.
2. Депрессия – люди теряют самоуважение, становятся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни, находясь в подавленном и угнетенном состоянии, испытывают постоянную усталость и обвиняют во всем себя.
3. Отрицание – человек старается не терять бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать нет причины, не признавая серьезности положения, такие люди часто превращают эмоциональные проблемы в физические симптомы.
4. Возмущение – негодующие по причине стресса люди, обвиняют во всем других и не желают принимать на себя никакой ответственности.
Если стресс находится на низком уровне в организации, то производительность на высоком. Чтобы достичь такого состояния, менеджер, во-первых должен научиться справляться со своими стрессами, т.е. он должен обладать стрессоустойчивостью.
Стрессоустойчивость – это способность сознательно противостоять длительному стрессу (Дистресс)
Советы менеджеру:
- Если потерял контроль над собой – замолчи первым!
- Во время ссоры никто ничего не докажет!
- Говорите тогда, когда противник остыл!
Во-вторых, менеджер должен управлять своими подчиненными так, чтобы обеспечивать в их работе низкий уровень стресса.
Нулевой стресс не возможен. В общем смысле стресс можно определить, как ситуацию, когда требование, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.
Действия снижения стресса:
Свой стресс:
- Разработайте систему приоритетов своей работы;
- Научитесь говорить нет, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы;
- Наладьте эффективные и надежные отношения с вашим руководителем;
- Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо кто начинает выставлять противоречивые требования;
- Сообщите своему руководителю или сотрудникам когда вы почувствуете, что ожидание или оценка стандарта не ясны;
- Обсудите чувства скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем;
- Предложите себя в качестве участника других видов деятельности;
- Найдите каждый день время для отключения и отдыха;
К другим фактором снижения стресса относятся:
- Соблюдение надлежащего режима питания;
- Поддержание себя в форме физическими упражнениями и спортом;
- Массаж;
- Общение с приятными людьми и семьей;
- Прием психотерапии;
- Медитация, релаксация, молитва.
Действие для достижения высокой производительности труда и низкому уровню стресса:
1. Объективно оценивать способности, потребности и склонности работников и пытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;
2. Разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо заданий, когда у них есть достаточные основания. Если же нужно чтоб они выполнили именно это задание, то помогите работнику, т.е. объясните, почему это нужно и восстановите приоритеты их работе;
3. Четко определять конкретные параметры полномочий, ответственности и производственных требований, применять двустороннюю коммуникацию;
4. Использовать стиль лидерства соответствующей данной ситуации;
5. Обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективное выполнение работы;
6. Выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
Аврал – это «либо сделай, либо умри»
По своему отношению к работе к стрессовой обстановке люди делятся на три типа:
1 тип: Бессильные – при малейших признаках напряжения, становятся беспомощные и своим поведение только раздражают окружающих.
2 тип: Беспокойные – люди этого типа начинают бес толку суетиться хватаются за все подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают.
3 тип:хладнокровные.
Тема 7.1 Оценка результатов деятельности персонала.
Оценка результатов деятельности персонала – это одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.
Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала и состоит из определения соответствия результатов труда работника, поставленным целям, запланированным показателям и нормативным требованиям. На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, которые можно разбить на группы:
1. Естественно-биологические: возраст, пол, состояние здоровья, физические и умственные способности, климат и географическая среда.
2. Социально-экономические: состояние экономики, государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы, квалификация работников, уровень жизни.
3. Технико-организационные: характер решаемых задач, сложность труда, состояние организации производства, объем и качество получаемой информации.
4. Социально-психологические: отношение к труду, психофизиологическое состояние работника, моральный климат в коллективе.
5. Рыночные: уровень развития предпринимательства, конкуренция, инфляция, банкротство и безработица.
Оценка труда разных категорий работников различается. Проще всего оценить результаты труда работников, особенно сдельщиков, т.к. результаты их труда выражаются в количестве произведённой продукции и ее качестве. Путем сравнения с запланированным заданием и оценивается результат их труда.
В самом общем виде результат труда работников аппарата управления, т.е. руководителя или специалиста, характеризуется уровнем или степенью достижения целью управления при наименьших затратах.
В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной или иной деятельности организации или подразделения, а также через социально-экономические условия труда подчиненных - его работников.
Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей.
Показатели оценки результатов труда руководителя организации:
- прибыль и ее рост;
- доля на рынке, занимаемой организацией.
Линейный руководитель:
- выполнение плановых заданий;
- снижение издержек производства;
- количество рекламаций и их динамика.
Начальник финансового отдела:
- прибыль;
- оборачиваемость оборотных средств;
- уровень сверхнормативных запасов оборотных средств.
Руководитель службы управления персоналом:
- производительность труда;
- уровень з\п на единицу продукции;
- количество вакантных мест;
- затраты на персонал в издержках производства.
Процедура оценки результатов труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий:
1) установление четких стандартов труда для каждой должности или рабочего места и критериев ее оценки;
2) выработка процедуры проведения оценки результатов труда;
3) предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника;
4) обсуждение результатов труда оценки с работником;
5) принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.