Учебно-познавательная деятельность винтернате

Тема 3.3. Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате

Школы для детей с недостатками слуха в большинстве своем являются школами-интернатами. Это обусловлено своеобразием процесса воспитания детей с недостатками слуха, требующего непрерывности и долговременности специального коррекционно-воспитательного воздействия на учащихся, строгого единства действий обучающих и воспитывающих, комплексного подхода к воспитанию, что часто недостижимо в условиях, когда глухой или слабослышащий ребенок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено семье, не владеющей необходимыми знаниями и умениями.

Школа-интернат обеспечивает практически круглосуточное коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка с недостатком слуха, создавая благоприятные условия для его всестороннего развития и оказывая тем самым помощь семье. Интернаттакже обеспечивает возможность обучения тех детей, родители которых живут в отдаленных от школы районах.

Воспитательная работа в интернате имеет следующие задачи:

1. Всестороннее развитие неслышащих учащихся как продолжение и расширение работы школы по умственному, физическому, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию, развитию познавательной, общественной и трудовой активности, положительных качеств личности.

2. Воспитание гражданственности ипатриотизма.

3. Воспитание положительного отношения к труду и потребности приносить своим трудом пользу обществу.

4. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности глухого и слабослышащего школьника, воспитание правосознания, дисциплины, культуры чувств и поведения, нетерпимости к нарушениям норм и правил классного, школьного коллектива, семьи, общества.

5. Развитие словесной речи в единстве с использованием остаточного слуха посредством создания речевой среды и условий, вызывающих потребность пользования словесной речью.

6. Воспитание готовности и умения жить и работать в коллективе среди слышащих, развитие общительности, стремления к расширению социальных контактов; работа над социальной адаптацией неслышащих учащихся в сотрудничестве с семьей и общественными организациями.

Воспитание в коррекционных образовательных учреждениях I и II видов нераздельно связано с обучением, оказанием специальной педагогической помощи и представлено во всех элементах жизнедеятельности учащихся на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает и воспитательную работу, и учебную деятельность, и коррекционно-педагогические занятия. В сложном процессе становления личности ребенка активно участвуют сурдопедагоги, воспитатели, социальные педагоги и родители.

Приоритетными ценностями воспитания детей с нарушенным слухом в коррекционных учреждениях являются жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом, любовь к семье, стремление к образованию и труду как основам жизнедеятельности людей. Утверждению этих целей содействуют постоянно наблюдаемые детьми взаимоотношения между педагогами, воспитателями и самими учениками, основанные на согласованном взаимодействии, в котором взрослые выступают в роли посредников между культурой и своими воспитанниками.

Отношения взрослых к детям в системе специального учебногозаведения отличают такие качества, как пониманиепотребностей, мотивов, свойств личности ребенка и особенностей развития; признание в каждом индивидуально неповторимойличности; принятие его таким, каков он есть, и положительноеотношениек каждому.

Детский коллектив коррекционных образовательныхучреждений, подобно любому коллективу, представляет одновременно и социальную среду, и важное средство воспитания. Приоритетныевоспитательные функции в нем обусловлены тем, что создаваемая в таких учреждениях воспитательная среда ориентирована на формирование личности.

Работающие в них сурдопедагоги и воспитатели стремятся создать адекватные межличностныеотношения, что служит залогом успешности познавательной речевой активности детей, развития гармоничной личности и повышения уровня ее социальной компетентности. Особое внимание уделяется гармонизации отношений между сверстниками, атакже между учениками и взрослыми, что наиболее значимо дляподростков. При этом развиваются партнерские взаимоотношения, акцентируется внимание на индивидуальности каждого и словарь учащихся обогащается личностно- характерологическимипонятиями.

Даваяхарактеристику межличностным контактам детей с нарушенным слухом, отечественные сурдопедагоги (С.А.Зыков, т.С. Зыкова, Л.П.Носкова, Ж. И. Шиф) всегда подчеркивали, что их основу составляет потребность в общении, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение чувства радости при ее реализации. Детям с нарушенным слухом доступны различные способы общения, в том числе и эмпатический. Задача сурдопедагога и воспитателя – научить их понимать эмоционально-субъективное состояние собеседника и уметь выражать свое ответное отношение доступными речевыми средствами.

Учитывая влияние внешней среды на воспитание учащихся, сурдопедагоги стремятся к расширению их социальных контактов, что способствует преодолению их изолированности от мира слышащих и расширению сферы социального взаимодействия. Коррекционные учреждения в решении воспитательных задач ориентированы на взаимодействие с производственными коллективами, общеобразовательными учреждениями, спонсорскими организациями, отделами правления ВОГ и др.

Вместе с тем в воспитании детей со слуховым дефектом используются их собственные возможности развития эмоциональной сферы и достижения эмоциональной устойчивости личности через осознание с помощью взрослых своих чувств, переживаний, эмоций. Это позволяет детям и подросткам преодолевать сомнения и неуверенность в возможностях личностного развития; снимает у них чувство тревожности, а иногда и враждебности по отношению к окружающему миру; содействует эмоциональнойсаморегуляции.

Особое внимание обращается на создание условий для формирования положительной самооценки как основы осознанного поведения, уверенности в себе и самокритичности. С первых же дней обучения школьники со слуховым дефектом получают представшие о своих возможностях. На начальном этапедля этого используютсятакие приемы, как прогностическая оценка собственныхвозможностей до работы над заданием, затем после его выполнения и последующий анализ результатов деятельности.

Задача сурдопедагогов и воспитателей – помочь детям с нарушенным слухомправильно оценитьсвои достижения, найти то, что каждый из них умеет делать лучше других, что – хуже и чем еще предстоит овладеть. При этом не подвергаетсясомнениюсамаценностьихличностикактаковой.

Воспитательную среду специальных образовательных учреждений характеризует определенное своеобразие, что связано со строгой регламентацией жизни учащихся и ограничением полноты социального взаимодействия с окружающим миром.

Однако наряду с обозначенными негативными качествами можно выделить позитивный план ее влияния на формирование личности школьников, что выражается в обеспечении необходимых условий для личностного развития, нейтрализации неблагоприятных факторов среды, ориентации сурдопедагогов и воспитателей на благоприятную модель взаимодействия и принятии родителями ответственности за воспитание своих детей.

Прежде всего каждое коррекционное образовательное учреждение представляет собой эмоционально привлекательный и целостный коллектив единомышленников со сложившимися в нем традициями и особенностями уклада жизни; среду, в которой каждый ребенок имеет возможность почувствовать эмоциональный подъем, удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками, интерес к себе как личности.

Деятельность и жизнь учащихся складываются из факторов событийного характера, насыщенных яркими, незабываемыми впечатлениями. И наконец, активная и самостоятельная деятельность школьников, организованная сообразно их способностям, интересам и возможностям, в таких условиях становится основой для реализации лучших личностных качеств, коммуникативных способностей и взаимопонимания.

Кроме того, в организованной и совместной деятельности учащихся развертываются многоплановые отношения, закрепляются нормы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, что выступает в качестве мотивов, побуждающих к активному участию в деятельности.

Весь режимный уклад в коррекционных образовательныхучреждениях призван обеспечить здоровый образ жизни на основепозитивных ценностей, мажорного тона взаимоотношении, динамизма, насыщенности каждого дня разнообразными видами деятельности и событиями. Гуманный характер межличностныхотношений, создающих психологически комфортную атмосферудоверия, взаимопонимания, уважения между участниками воспитательного процесса, содействует легкому и естественномувключению школьников в систему таких отношений, что благоприятно сказывается на развитии их коммуникативных способностей.

Всреде специальных образовательных учреждений происходитинтеграция воспитательных воздействий и упорядочение разрозненных, спонтанных влияний на личность, достигается согласованность действий сурдопедагогов, воспитателей и родителей.

Овладению социальными и нравственными нормами поведения и образом мышления способствует использование коллективных форм воспитания, значимых для развития рефлексии, мотивации, взаимопонимания, речи, освоения способов деятельности. Наиболее распространенной формой организации внеурочной деятельности школьников являются коллективные воспитательные дела.

По целям и назначению они могут быть весьма разнообразными и условно делятся на этические, социально ориентированные, эстетические, познавательные, физкультурные, спортивные, экологические, трудовые и тому подобное, но решают они единые комплексные задачи. Важное место занимает распорядок дня, благодаря которому школьники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем работы, усваивают гигиенические требования и т.д.

В каждом воспитательном деле выделяется ведущая цель, котораясовпадает с одним из направлений становления базовой культуры личности. Например, ведущая цель социально-ориентированных воспитательных дел – формирование у школьников со слуховым дефектом социально значимого отношения к обществу, законам, органам государственной власти и правопорядка. Основная цель эстетических дел – воспитание соответствующего отношения к жизни, труду, природе, искусству, поведению. В этот круг входят традиционные формы – экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства.

Доминирующая цель дел физкультурной направленности вытекает из задач формирования здорового организма: укрепление здоровья учащихся; содействие их правильному физическому развитию; обучение гигиеническим навыкам; отработка двигательных умений и навыков; воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т.д.) и определенных эстетических свойств (осанки, культуры движений и т.п.); выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

К постоянным формам физкультурной направленности относятся утренняя физзарядка, с которой начинается учебный день; физкультминутки (физкультпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление; ежедневное пребывание на свежем воздухе во время прогулок и т.д.

Разнообразие воспитательных дел позволяет решать комплексную задачу формирования базовой культуры личности.

Отличительной особенностью воспитательных дел, организуемых в специальных учреждениях, является постояннаянаправленность накоррекционно-развивающие цели. Так, физкультурные воспитательные деласодействуют коррекции недостатков физического развития – достижению плавности, точности, ритмичности, дифференцированности, скоординированности движений, развитию скоростно-силовых качеств, коррекции нарушенного равновесия и ориентировки в пространстве, но одновременнои развитию речи как средстваобщения.

Созданиевоспитательной среды в специальных образовательных учрежденияхсвязано с постоянным творческимпоиском индивидуальныхобучающих методов, форм и средств и достижением оптимального их взаимодействия.

К выбору используемых средств, методов и форм воспитания сурдопедагоги и воспитатели подходят избирательно. Помимо возрастных данных они учитывают и индивидуальные особенности учащихся с нарушенным слухом.

Учебно-познавательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса школы и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учителя, формирует новые знания и умения.

Учебно-познавательная деятельность в интернате осуществляется в ситуациях, более приближенных к естественным, имеет большую практическую направленность. По содержанию она выходит зарамки учебных предметов, обеспечивая овладение учащимися широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию познавательных интересов учащихся, обогащению общежитейских и научных знаний, развитию речи, мышления, остаточного слуха.

В различных видах учебно-познавательной деятельности (выполнение домашних заданий, предметные экскурсии, тематические прогулки, внеклассное чтение, занятия предметных кружков, занятия предметно-практического характера и др.) у детей с недостатками слуха формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, более четко осознается свое место в обществе, формируется направленность личности. Учебно-познавательная деятельность в интернате реализуется, прежде всего, при организации самоподготовки.

Самоподготовка проводится в классных комнатах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных необходимым наглядным и дидактическим материалом. Такая организация содействует более рациональному использованию вспомогательных средствдля самостоятельного выполнения заданий. Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки в школе для детей с недостатками слуха являются:

- преемственность в работе и единство действий учителя и воспитателя;

- тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала и методики работы над ними с учащимися, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);

-соблюдение слухоречевого режима и работа над дальнейшим развитием словесной речи и остаточного слуха учащихся;

-единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и своевременной индивидуализированной помощи отдельным из них со стороны воспитателя;

-проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников.

В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. В работах сурдопедагогов и психологов (А. И. Дьячков, Н. Г. Морозова, Ж. И. Шиф) отмечаются формальное отношение глухих к выполнению домашних заданий, отсутствие самостоятельности, страх и неуверенность в правильности выполнения задания, неумение рационально распределять время.

Основные задачи самоподготовки заключаются в обучении детей приемам самостоятельной работы, формировании у них навыков учебной деятельности, развитии навыков речевогообщения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом, воспитатель закрепляет знания, учит их практическому применению.

На самоподготовке создается обстановка, близкая к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается негромкий обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.

По мере выполнения заданий воспитатель организует выборочную проверку и взаимопроверку устных и письменных работ, помогает слабоуспевающим учащимся, подключая к этой работе их более сильных товарищей.

В целях максимальной эффективности самоподготовки старшеклассников и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. В конце самоподготовки подводится краткий итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных учащихся. О результатах проведения самоподготовки и уровне подготовленности учащихся воспитатель сообщает сурдопедагогу.

Экскурсии проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов глухих и слабослышащих учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, а может носить и более широкий, коррекционно-развивающийи воспитательный характер.

Организация любой экскурсии требует определенной подготовки: определение учебных, воспитательных и коррекционных задач, ее содержания, словаря, разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы в целом, подготовка оборудования, предварительное ознакомление воспитателя с местом проведения экскурсии, подготовка к экскурсии учащихся.

В ходе экскурсии воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, дает словесные пояснения наблюдаемому, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме. После экскурсии знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Кружковая работав школе-интернате для детей с недостатками слуха направлена на расширение кругозора и удовлетворение любознательности учащихся, развитие их творческих способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение языка, словесной речи и развитие остаточного слуха в условиях разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Участие в кружковой работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой и др.). Отбор в кружки проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких кружков.

В начальных классах в кружки привлекают не только самых способных или интересующихся ребят, но и средних и слабых по знаниям, так как интересы и склонности в этом возрасте еще не определились, а правильно поставленная работа кружка разовьет у ребят интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь. Для младших школьников особенно значима предметно-практическая направленность работы кружка, наличие элементов занимательности.

Состав кружка может быть одно- и разновозрастный, но без существенной разницы в возрасте. Разновозрастный состав кружка позволяет привлекать старших учащихся для помощи и совместной деятельности с младшими и тем самым способствовать развитию общения, познавательной активности детей.

В интернате для детей с недостатками слуха организуются предметные кружки (математики, физики, химии, литературы, устной речи, чтения с губ, предметно-практического обучения, юннатский и др.), кружки технического творчества, художественные, домоводства, различных видов рукоделия и др. Предметные кружки расширяют и углубляют знания по учебному предмету, который интересует ребенка, учат применять знания в практической деятельности, расширяют кругозор, развивают мышление и речь.

Технические кружки формируют и развивают у детей умения и навыки конструирования, моделирования, закрепляют навыки планирования трудовых операций и сопровождения их речью. Работа в этих кружках развивает техническое, пространственное мышление, расширяет знания о достижениях современной науки и техники, воспитывает интерес к конкретным профессиям, творчеству и изобретательству, что особенно важно для глухих, склонных к подражанию, шаблонам. Работа в технических кружках, как и в других, где много ручной деятельности, воспитывает удовлетворенность от работы руками, потребность что-то мастерить, чинить, совершенствовать.

Художественные кружки развивают способности глухих и слабослышащих школьников в изобразительном искусстве, пантомиме, хореографии. На базе художественных кружков развиваются школьная самодеятельность, школьный драматический театр, кукольный театр. Художественные кружки в своей работе также придерживаются коррекционной направленности.

Создавая простор для эстетической деятельности воспитанников, они оказывают преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу детей, создают возможности для самовыражения и самоутверждения, развивают воображение. Это способствует положительному эмоциональному настрою, возникновению чувства собственной значимости, полноценности. В художественных кружках глухие и слабослышащие школьники средствами искусства овладевают социальным опытом, навыками общения, познают особенности человеческих отношений, учатся их понимать и оценивать.

Кружки домоводства, рукоделия формируют у школьников достаточно сложные навыки самообслуживания, рационального ведения домашнего хозяйства, готовят к будущей семейной жизни, прививают основы эстетики быта, формируют обширную бытовую лексику.

Внеклассное чтениевыступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников в интернате. Оно направлено на формирование глухого и слабослышащего ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу.

В режиме дня для внеклассного чтения отводится специальное время. В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных формах. В самых младших классах коллективное чтение сочетается с рассказом воспитателя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью игрушек, подвижной аппликации, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др.

По мере овладения умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение. Совместно с учителем воспитатель подбирает книги для обязательного и свободного индивидуального чтения, произведения для коллективного прочтения и обсуждения на читательских конференциях. В перечень рекомендуемой литературы включаются произведения по программной тематике, связанные с актуальными общественными, историческими, литературными событиями, а также с читательскими запросами и потребностями каждого ученика.

Учитель и воспитатель не только организуют внеклассное чтение, но и помогают детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, ведут учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, читательские конференции, ведение читательских дневников, коллективных дневниковых записей после обсуждения прочитанных произведений и др.).

Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения учащихся литературы. Для этого воспитатель совместно с учителем организует выставки книг с аннотациями к ним, рассказывает о писателях, их биографиях, демонстрирует соответствующие диафильмы, организует просмотр кинофильма по одному из произведений писателя, выступление старших учащихся перед младшими с рекомендацией прочитать те или иные книги, намечает перспективу интересной работы с прочитанным произведением– инсценирование в школьном драматическом, кукольном театре и др.

В классе или в групповой комнате оформляется уголок внеклассного чтения, где помещаются список рекомендуемой литературы, ученические отзывы о прочитанных произведениях, иллюстрации к ним, материалы, стимулирующие интерес школьников к той или иной книге, задания познавательного характера. Уголок внеклассного чтения содержит также раздел, в котором ведется работа над словарем и фразеологией в связи с материалом внеклассного чтения.

Внеклассное чтение связано с другими видами деятельности и формами их организации (кружки, культурно-массовые мероприятия, экскурсии, игры, тематические прогулки).

В интернате ведется клубная форма работы с учащимися, объединяющая внеклассную работу по нескольким предметам в клуб любознательных или все виды и формывнеклассной работы по одному предмету(например, клуб любителей книги, клуб юных любителей природы, «Юныйматематик» и др.).

Для организации и руководства деятельностью клуба избирается совет (штаб), в который входят старшеклассникии учителя, воспитатели,организующие соответствующие виды деятельности клуба. Регулярно организуются клубные дни, когда в помещении клуба (для этого отводится специальное помещение, которое члены клуба соответственно оформляют, оборудованное всеми необходимыми материалами для работы, занятий, творчествадетей) проводятся внеклассные занятия, игры ссоответствующей тематикой, встречи, просмотры кинофильмов по тематике клуба, выпускается клубная газета.Всоответствии с планомработы клуба проводятся соревнования между параллельными классами, различные конкурсы, фестивали.

Клубнаяформа работы может распространяться не только на школьные предметы, но и охватывать некоторые сферы социальной жизни,ознакомление с которыми необходимо для глухих и слабослышащих учащихся. Так, в целях ознакомления с некоторыми основными положениямиРоссийского законодательства, формирования правосознания и гражданской ответственности возможна организация клуба «Ты и закон», где в серии бесед, встреч с работниками милиции, просмотра теле- и кинофильмов ребята получают знания о законах, о правах и обязанностях граждан, о моральных и правовых нормах, о личной ответственности за противоправные действия.

Клубная форма работыпозволяет вовлекатьбольшое число воспитанников разного возраста в разнообразные виды деятельности, расширить рамки общения детей. Долговременность работы клуба формирует у воспитанников положительные привычки, позволяет строить работу перспективно, постепенно усложняя и расширяя круг образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Обогащению учебно-познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся способствуют средства массовой информации. Они расширяют социальный кругозор, формируют общественно-политическую лексику, воспитывают идейную, патриотическую, интернациональную направленность взглядов, убеждений.

Большие воспитательные возможности заключены в просмотре воспитанниками телепередач. Задача воспитателя состоит в том, чтобы из программы телепередач на неделю отобрать такие, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей, имеют познавательную ценность и воспитательную направленность, отвечают реализации актуальных воспитательных задач. Воспитателю необходимо также подготовить детей к восприятию передачи. При просмотре телепередачи воспитатель дает пояснения, комментарии. Облегчает просмотр телепередач их жестовый синхронный перевод (например, программа «Время»), снабжение фильмов, других информационных материалов субтитрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: