Тема 7.2.Контроль и оценка результатов обучения

В учебномпроцессе специальной школы необходим как периодическийконтроль за усвоением содержания материала учащимися,так и знание самими школьниками собственного уровня развития, темпов продвижения в учебе.

Большое значение вопросам оценки учебных достижений учащихся школ придается в свете разработки проблемы стандартизации образования. На новом этапе развития педагогики, в условиях реализациитребований Закона РФ «Об образовании» ожидается, что определенный специалистами круг требований к обязательному минимальному объему образования, нормализация учебной нагрузкиповысят качествознаний.

В систему руководства специальной школой-интернатом входит педагогический контроль – систематическое изучение состояния учебно-воспитательной и коррекционной работы, проверка деятельности педагогического коллектива по выполнению программы и планов работы. Контролируется использование научно-обоснованных методов и приемовв учебно-воспитательной работе с глухими и слабослышащими детьми, качество знаний, умений и навыков учащихся, состояние дисциплины, выполнение принятых задач.

Внутришкольный педагогический контроль (ВШК) планируется и осуществляется администрацией образовательного учреждения. При этом указываются сроки, формы, методы контроля, разделы учебного и воспитательного процесса, подлежащие контролю.

В практике работы школ- интернатов различают следующие видыконтроля: По времени проведения - предварительный, текущий, последующий; по содержанию – фронтальный, тематический; по формам - индивидуальный, групповой, коллективный.

Текущая проверкаобычно проводится на каждом уроке. В младшихклассах школ для детей с нарушениями слуха данный вид проверок часто не выделяется из структуры урока, так как любое действие учащегося оценивается учителемпо ходу занятия. В условиях интенсификации учебного процессапрактикуется непрерывное совмещение активного овладения знаниями с не менее активным процессом выявления состояния знаний без выделения специальной части урока.

Периодическаяпроверкапроцесса усвоения учебного материалапроводится на определенном этапе обучения. Выделяюттематическую (для выявления знаний, умений и навыков учащихся по пройденной теме), которая дает возможность систематизировать знания учащихся, устанавливать взаимосвязи изучаемого материала, обобщать и анализировать его самим учеником; четвертную, которая обеспечивает получение информации о достижениях школьников и об эффективностиучебного процесса для общего иречевогоразвитияучащихся, периодическиепроверки.

Итоговая проверка(годовая) определяет объем и осознанность усвоенных знаний, прочность сформированных умений. В соответствии с требованиями программы выставляется оценка успеваемости учащегося, которая указывает на степень овладения им программным материалом в течение года. Годовая оценка знаний, умений и навыков учащегося не должна вычисляться как среднее арифметическое имеющихся четвертных отметок: объективная годовая оценка достижений школьника основывается на определении его успехов к концу учебного года, она призвана отражать результат продвижения ученика в овладении знаниями, умениями и навыками.

Современная концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта предусматривает критериально-ориентировочный подход к системе оценки, который предлагает оценивать факт достижения (или недостижения) учеником того уровня минимальной образованности, который определен стандартами.

По мнению ученых, текущий учет знаний может и в дальнейшем опираться на пятибалльную систему оценки, итоговый же контроль следует основывать на фиксации факта овладения (или неовладения) учеником минимальными требованиями стандарта. Положительная, оценка должна свидетельствовать о достаточных знаниях и умениях школьника по освоению предмета, а следовательно, и о возможности продолжения обучения. Ожидается, что разрабатываемый подход обеспечит эквивалентность образования на государственном уровне, т. е. при использовании вариативных программ, методик преподавания, учебников школьники будут иметь одинаковый образовательный минимум.

С появлением разнообразных форм, программ и методом обучения неслышащих детей для обеспечения непрерывности образования педагогам важно владеть объективной информацией об общем и речевом уровне развития ребенка, о его обученности и обучаемости. С этой целью в сурдопедагогике поднимаются вопросы о подходах к системе оценки достижений школьников.

Пятибалльная система оценки, действующая в настоящее время в массовой школе, применяется и в школе для детей с нарушенным слухом. Однако критерии оценки деятельности неслышащих школьников имеют свою специфику, что в основном связано с особенностями их речевого развития, содержания и методов обучения данной категории детей.

При осуществлении текущего учета практикуются нормативно-ориентированная оценка знаний, умений и навыков. С целью достижения объективности во время итоговых проверок необходим переход на критериально-ориентированную систему. Успех ученика в этом случае связывается не с уровнем достижений других школьников, а с выполнением программных требований.

Имеющиеся различия в содержании, методах и целях обучения в разных типах школ объясняют причину невозможности полного переноса содержания и методов проверок, разрабатываемых для массовой школы, на учебный процесс школы для неслышащих детей. Так, например, в младших классах школы для глухих дети овладевают словесной речью, тогда как их слышащие сверстники уже прошли этот этап развития и совершенствуют свои умения. Этим объясняется как своеобразие целей проверки овладения языком глухими учащихся, так и содержание контрольных заданий.

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыковсодержатся в «Программах для специальных общеобразовательных школ для глухих детей». Приведем примеры требований к оценке выполнения задании по устной разговорной речи и заданий, связанных с предметно-практической деятельностью учащихся (1–4 классы).

1. Разговорная речь.

При проверке разговорной речи учитывается самостоятельность, содержательность и грамотность речи школьников, правильность выполнения задания. Также принимается во внимание, в какой форме речи учащиеся воспринимают задание (если в результате двукратного устного сообщения задания дети не поняли сказанного, учитель повторяет задание в устно-дактильной форме; однако при этом оценка учащихся 3–4 классов снижается на один балл).

Оценка «5» ставится, если правильно выполнены все задания. Допускается одна ошибка на пройденный грамматический материал и одна ошибка на построение предложения, тип которого предусмотрен программой.

Оценка «4» ставится, если все задания выполнены правильно, но допущены две-три ошибки в построении предложений и их грамматическом оформлении.

Оценка «3» ставится, если выполнено более половины заданий с четырьмя-пятью ошибками в построении предложений и их грамматическом оформлении.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее половины заданий с ошибками (более пяти) в построении предложений и их грамматическом оформлении.

2. Предметно-практическая деятельность.

При осуществлении проверки учитель может оценивать состояние отдельных знаний и умений (составлять план изготовления изделия, умение выполнять поручения и др.), а также всю работу, выполненную учеником на уроке.

При проверке умений школьников выполнять и давать поручения товарищу, выражать просьбы, задавать уточняющие вопросы учитель руководствуется критериями оценки устной разговорной речи.

При проверке устных и письменных отчетов о выполнении работы, составлении заявок на материалы и инструменты, описаний изготовленного объекта выявление успехом учащихся производится на основе разработанных критериев оценки связных высказываний.

Оценка умения ученика составлять план изготовления изделия проводится с учетом точности, полноты, правильной последовательности операций, грамотного словесного оформления. Например, оценка «4» ставится, если пункты плана полно отражают ход предстоящей работы над изделием, отсутствуют фактические ошибки (пропуск необходимых операций, нарушение их последовательности). Допускается один речевой недочет (неправильное словоупотребление, пропуск или перестановки букв в написанном слове), одна грамматическая ошибка на пройденный материал.

При выявлении трудовых умений и навыков наряду с оценкой качества изготовленного объекта учитываются степень самостоятельности, творчества детей при выполнении работы, правильность обращения синструментами, соблюдение правил техники безопасности, организации рабочего места, время, затраченное на выполнение задания. Так, оценка «5» ставится «за точное и качественное изготовление изделия при правильном выполнении приемов работы, выполнении норм времени, проявлении самостоятельности и активности в процессе работы».

Текущие, периодические, предварительные и итоговые проверки,как в специальной, так и в массовой школах могут проводиться в различных формах: устный фронтальный или индивидуальный опрос, письменная контрольная или самостоятельная работа, тестирование, зачеты, экзамены.

Наряду с общепринятыми формами оценки на уроках в младших классах практикуются специфические формы учета и оценки успехов учащихся:

- использование фишек (кнопок, флажков, фигурок) различных цветов для оценки каждого практического или речевого действия учащегося во время урока;

- фиксация удачных и неудачных практических или речевых действий каждого учащегося на уроке выставлением по ходу урока «+» и «-»;

- выставление отметок по пятибалльной шкале, как за выполнение отдельного задания, так и за всю работу на уроке (поурочный балл) и др.

При выставлении оценки на уроке учитывается общее и речевое развитие неслышащего школьника. Итоговая оценка достижений в речевом развитии школьника может осуществляться в обобщенном виде (зачет – незачет) в зависимости от того, достиг или не достиг ученик должного уровня, овладел ли требованиями, предъявляемыми программой за определенный период обучения.

Формы контроля учебной работы:

- выборочное посещение уроков для изучения деятельности учителя и учащихся в обычной обстановке;

- тематическое посещение серии уроков для определения системы работы учителя над той или иной программой;

- параллельное посещение уроков у нескольких педагогов, работающих по одной теме для выявления индивидуального стиля работы учителя, выявления наиболее эффективныхсредств и методов ведения урока пол избранной для контроля теме;

- целевое посещение урока или занятия с приглашением специалиста для более углубленного изучения отдельных сторон педагогического процесса;

- комплексное изучение процесса обучения в конкретном классе (единство требований к учащимся, реализация межпредметных связей);

- предварительный и итоговый контроль работы учителя по имеющейся документации (журналы, планы работы, дневники пед.наблюдений, и.т.д.);

- контроль знаний и умений учащихся (контрольные, опрос, срезовые работы, мониторинг ЗУН);

- беседы с педагогами по тому или иному разделу образовательного процесса, избранного дляконтроля.

Формы контроля воспитательнойи внекласснойработы:

- посещение внеклассных мероприятий;

- наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе его работы с детьми;

- проверка документации;

- беседы с воспитателями, родителями, учителями;

- оценка уровня воспитанности учащихся;

- проверкаувоспитанников навыков, умений, получаемых во внеклассное время;

С целью совершенствования педагогического мастерства проводится аттестация педагогических кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: