· Принцип эмпиризма отделяет человеческий разум и бытие в качестве предмета познания друг от друга, что делает процесс познания в равной степени зависимым как от деятельности разума, так и от воздействия реальности на человеческие органы чувств.
· Изначальные данности нашего сознания – это идеи. Идея — «все, что является объектом мышления человека», все, «чем может быть занята душа во время мышления».
· Способность к разумению (understanding) – не просто родовая особенность человека, вложенная в него Богом, но достояние каждого человека в отдельности, результат развития и жизненного опыта.
· Наш ум при рождении представляет собой «пустой ящик» (empty cabinet), или «чистую доску», tabula rasa, которая постепенно заполняется полученными в опыте идеями.
· Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, — общий постулат эмпиризма Локка.
· Наши ощущения являются единственным основанием для выводов о существовании вещей и других существ вне нас, но этого достаточно для нашей жизни.
|
|
· Внешний опыт приобретается за счет воздействия внешних вещей на наши органы чувств и порождающего в нас различные ощущения. Внутренний опыт возникает в нас за счет рефлексии над деятельностью нашей души. В обоих случаях мы приобретаем таким образом простые идеи, которые вызываются в нас непосредственным воздействием на нашу душу.
· Простые идеи преобразуются в сложные путем их различного сочетания между собой уже под воздействием деятельности нашего ума.
· Качества вещей бывают первичными и вторичными.
o К первичным качествам относятся форма, протяженность, движение и покой, число, плотность. Они ощущаются всеми органами чувств и неотъемлемы от восприятия.
o В отличие от первичных вторичные качества, такие как цвет, звук, вкус, ощущаются только одним органом чувств. Они вызываются в нас за счет активного движения мельчайших материальных частиц, недоступных нашим чувствам, и поэтому приобретают особый вид.
o Идеи первичных качеств подобны самим вещам, а вторичных — нет.
· Общие имена — это знаки общих идей, простые имена — простых идей. Слова делаются знаками идей произвольно.
· Все общие идеи образуются за счет исключения индивидуальных свойств в вещах.
· «Познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей».
· Локк выделяет четыре вида соответствия и несоответствия:
1) тождество или различие,
2) отношение, т. е. восприятие отношения между идеями,
3) совместное существование или несуществование в одном и том же предмете,
4) действительное существование, соответствующее какой-либо идее.
· Наше познание может существовать в трех видах или обладать тремя степенями достоверности:
o интуитивное познание (непосредственное, без других идей) нашего собственного существования,
o познание, опосредованное другими идеями, пользующееся рациональными доказательствами,
o чувственное познание существования отдельных вещей.