Тема молчания
Понятие греха
Отчаяние и вера
Экзистенциализм
· Человек, согласно Кьеркегору, — это прежде всего человек существующий, это экзистенция (existentia), соединяющая в себе противоположности: вечное и временное, бесконечность и конечность, свободу и необходимость.
· Совокупность отношений, из которых состоит человеческая самость, не является самостоятельной. Существует три основных отношения, образующих человека:
o отношение между противоположностями,
o отношение к этому отношению, или человеческое Я,
o отношение к иному, или Богу.
· «Смертельной болезнью» и одновременно отправной точкой для самосознания оказывается отчаянье.
· Действительный предмет любого отчаянья – собственное Я человека:
o отчаянье, когда человек не знает своего Я (неистинное отчаянье);
o отчаянье, когда не желают быть собою;
o отчаянье, когда желают быть собою.
· Осознавая свой грех, необходимо продолжать желать оставаться собой, и тогда мы обретем веру и в этой вере преодолеем свое отчаяние.
· Грех – это «отчаяние перед Богом». «Грех подразумевает Я, поднятое к бесконечной мощи идеей Бога, а стало быть, подразумевает также максимальное осознание греха как действия. Именно это выражено в тезисе, что грех — это нечто положительное; его позитивность состоит как раз в том, чтобы быть перед Богом».
· На жизненном пути каждый человек проходит три стадии развития (осознания своего греха):
1) эстетическую (наслаждение);
2) этическую (свобода);
3) религиозную (вера).
· «Единичный индивид» – это человек, не просто стоящий выше всеобщего, но человек, находящийся в абсолютном отношении к Абсолюту, т. е. нашедший Бога, вступивший на путь веры.
· «Единичный индивид» молчит, поскольку у него отсутствует связь со всеобщим, поскольку его никто и никогда не поймет.
· Никто не может дать ему совета, в том числе и другой рыцарь веры, поскольку «когда другой индивид должен пройти тот же путь, он совершенно таким же образом должен стать единичным», а значит, и не нуждается ни в каких указаниях.
· Кьеркегор не стремится создать никакой системы и намеренно не соблюдает общепринятые нормы научного изложения: свой собственный стиль он называет «диалектической лирикой».
· Выше рассудка, выше рефлексии Кьеркегор ставит страсть. Стремление Кьеркегора заключается в том, чтобы повлиять на современников, изменить их, потому что ни их поведение, ни их самосознание его не устраивают.
· Подлинное самосознание есть не созерцание, а действие, привести к которому способен не научный или философский труд, а скорее проповедь, которая представляет собой «искусство убеждать».