Приступая к работе, провизор (фармацевт) должен иметь совершенно четкое представление о своей целевой аудитории. Выявив целевую аудиторию, провизор (фармацевт) ожидает ответную реакцию в виде совершения покупки. Однако покупка – это результат длительного процесса принятия решения о ней.
I. Провизор (фармацевт) должен знать, в каком состоянии находится в данный момент его целевая аудитория.
Целевая аудитория может находиться в любом из шести состояний покупательской готовности:
1) осведомленность;
2) знание;
3) благорасположение;
4) предпочтение;
5) убежденность;
6) совершение покупки.
II. Далее, определив ответную реакцию, провизор (фармацевт) приступает к разработке эффективного обращения по так называемой формуле «AIDA»:
– привлекает внимание (А);
– удерживает интерес (I);
– возбуждает желание (D);
– обеспечивает действие (А).
Для этого существуют три типа притягательных мотивов:
1) рациональные мотивы – соотносятся с личной выгодой целевой аудитории;
2) эмоциональные мотивы – пробуждение негативных или позитивных чувств, которые послужат обоснованием для совершения покупки;
|
|
3) нравственные мотивы.
III. В последующем, воздействие обращения на целевую аудиторию зависит от того, как эта аудитория воспринимает работника аптеки (или на какие его качества покупатели обращают больше всего внимания). Прежде всего, оценивают:
– профессионализм;
– добросовестность;
– привлекательность.
IV. Следующий этап – это специфические приемы коммерции и проблема личных продаж.
В принципе, не существует магической комбинации черт, безошибочно указывающей на торговое дарование человека, хотя на основе некоторых персонифицированных особенностей можно с определенной долей уверенности прогнозировать успех в торговой деятельности.
Это как минимум два основных качества: чувство эмпатии, то есть способность проникнуться чувствами клиента и самолюбивая целеустремленность в сочетании с мощной личной потребностью в совершении акта продаж.
В любом случае обучение основам искусства продаж направлено на превращение провизора (фармацевта) из пассивного приемщика заказов в их активного добытчика.
Провизор (фармацевт), принимающий заказы, должен исходить из следующих предпосылок:
1) потребитель знает собственные нужды;
2) он воспротивится любой попытке оказать на него влияние;
3) он предпочтет иметь дело с вежливым и ненавязчивым работником аптеки.
Провизора (фармацевта), работающего с клиентами (посетителями аптек) учат одному из двух основных подходов – ориентации на сбыт или соответственно ориентации на клиента.
|
|
1. В рамках первого подхода продавца обучают приемам и методам сбыта под интенсивным давлением. (например, продажа не очень необходимых предметов). Среди этих приемов – преувеличение достоинства товара, критика товара конкурентов, заранее отработанная презентация и т.п. Такая форма сбыта строится на предположении, что потребитель вряд ли совершит покупку, кроме как под нажимом. Поэтому самое главное здесь – это всучить товар, а будет ли клиент сожалеть о покупке, то это уже не имеет значения.
2. Второй подход имеет целью научить продавца быть помощником в решении проблем, стоящих перед клиентом. Его учат, как выявлять нужды клиентов и предлагать эффективные способы их удовлетворения. Данный подход исходит из предпосылок, что:
1) у потребителя есть скрытые нужды;
2) потребитель ценит дельное и интересное предложение;
3) потребитель будет верен продавцу (т. е. сделает покупку сейчас и останется клиентом и в последующем), который близко к сердцу принимает его интересы.