Регулирование рынка труда и его методы

Инфраструктура рынка труда. Служба занятости и ее функции.

Рис. 3. Причины придерживаемого типа занятости

Наиболее рельефно выступают две главные причины избыточной занятости:патернализм государства и ожидание роста спроса на выпускаемую продукцию.

8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.

9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. Наиболее распространенные ее формы – самозанятость населения, различные приработки, которые не регистрируются, осуществляются без патента и декларирования доходов, – уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частные услуги (уборка, приготовление пищи), репетиторство. Причем большинство совмещает легальные и теневые формы занятости, только таким образом обеспечивая себе приемлемый уровень благосостояния.

10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

Инфраструктура рынка труда – это совокупность институтов обеспечивающих эффективное и стабильное функционирование данного рынка.

К инфраструктуре рынка труда можно отнести биржу труда, кадровые агентства, службу занятости, государственные программы переподготовки кадров, профсоюзы.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости, являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке труда. В большинстве стран служба занятости является государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности службы занятости являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

- трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке (биржи труда);

- стимулирование образования гибкого рынка труда;

- социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

2. пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на уровне «прожиточного минимума».

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда – ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей в России:

- создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;

- выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;

- досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

- расширение программ переподготовки;

- социальная помощь безработным через пособия по безработице.

6. Заработная плата: сущность виды. Факторы, определяющие ее уровень.

Под заработной платой в современной экономической науке понимается превращенная форма стоимости товара «рабочая сила» или иначе цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Различают:

1) Номинальную заработную плату, под которой понимают сумму денег, полученную наемным работником.

2) Реальную заработную плату, т.е. совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. При этом номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время — понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.

Заработная плата дифференцируется по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидам.

Организация оплаты труда основывается на ее дифференциации в зависимости от количества, качества и условий труда.

Различные уровни заработной платы определяются с помощью тарифной системы — совокупности нормативов, с помощью которых дифференцируется заработная плата рабочих и служащих (рис. 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: