Самодеятельный театр 1917 – начала 1930-х гг

Самодеятельный театр 1950-х – 1980-х гг.

Театральная самодеятельность 1930-х – середины 1950-х гг.

Самодеятельный театр 1917 – начала 1930-х гг.

Театральная самодеятельность в СССР

Лекция 3

А. Дореволюционные корни самодеятельного театра.

- Общественный просветительский интерес (рубеж 1915 – 1916 гг. – Всероссийский съезд деятелей народного театра о его воспитательных задачах).

- «Простонародная» (фольклорная) балаганная традиция.

- Традиции русского профессионального театра (реализм, демократизм).

Б. Особенности агитационной театральной самодеятельности периода Гражданской войны:

- Преобладание обрядово-игровых действий, а нге сценических произведений.

- Фронтовой театр как родоначальник национальных театров (в регионах без театральных традиций).

- Ускоренная актерская профессионализация (из-за дефицита театральных кадров и левацких установок Пролеткульта на вытеснение профессионального театра любительским / рабочим театром).

- Выдающаяся роль Красной армии в становлении любительского театра.

- Основные жанры – инсценировки и агитки.

Инсценировки – представления, смонтированные из отдельных эпизодов, «документально» или символически отражающие революционные события, хронику, лозунги. (Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии в Петрограде под руководством Н.Г. Виноградова 1919 – 1920 гг.)

Агитки – одноактная пьеса-плакат (наиболее простой жанр, использование лубочных комедийных приемов).

В. Особенности самодеятельного театра 1920-х гг.

- Переход инициативы от армии к клубу (конец политики военного коммунизма в 1921 г., восстановление сети рабочих клубов с 1923 г.).

- Борьба трех форм: спектакля, живой газеты, массовой инсценировки (бесплодность противопоставления).

- Ведущие жанры: агитсуды (1-я пол 1920-х гг.), живые газеты, (уличные) инсценировки.

Агитсуд – театрализованные диспут с предваряющим докладом.

Характерные черты:

1) Строго регламентирующая процедура (неизменные основные эпизоды и действующие лица) – каркас театрального действия.

2) Желание вовлечь публику в действие.

Живая газета – театральная форма устной газеты времен Гражданской войны (2-я пол. 1920-х гг.).

Признаки устной газеты:

1) Предварительная переработка газетного материала.

2) Живое слово.

3) Широкая аудитория.

4) Одноразовость.

Отличия живой газеты от устной:

- Театральность.

- Комедийность.

Направления живгазеты:

1) Эстрадное («Синяя блуза»).

2) Политпросветительское.

3) Синтетическое (ЕХК).

Уличные инсценировки:

1) Инсценировки-зрелища (модифицированные сценические инсценировки).

2) Инсценировки-действа (соединение организации и импровизации, ритуальные элементы, напр., при переименовании улиц, заводов и пр. в нач. 1920-х гг.).

3) Политкарнавалы (театрализованная демонстрация, движущаяся инсценировка). В конце 1920-х перерождаются в индустриальные карнавалы.

Г. Основные тенденции развития самодеятельного театра на рубеже 1920-х – 1930-х гг.

- Пресыщение публики агитационными формами театрализации.

- Изменение партийно-государственной политики в пользу гармонизации различных форм сценического искусства (совещание по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в апреле 1927 г.).

- Трамовское движение (ТРАМ – театр рабочей молодежи). Сходит на нет к середине 1930-х гг.

Особенности ТРАМа:

1) Студийная форма.

2) Коммунальный быт.

3) Стык самодеятельности и профессионализма.

4) Объект театрализации – молодежный быт.

- Усиление традиционных драматических самодеятельных коллективов.

- Поворот «лицом к производству» (Всесоюзное совещание по клубной работе в апреле 1927 г.). Развитие агитпропбригад.

Д. Особенности сельской самодеятельности 1920-х гг.

- Опора любительского театра на традиции 1880-х гг. (крестьянские драмкружки).

- Насыщение профессионалами, бегущими от городского голода времен Гражданской войны.

- Особенности репертуара – преобладание русской дореволюционной классики и развлекательных пьес в духе жестокого романса (кровавая месть, загубленная молодость и пр.).

- Организационная база – избы читальни.

- Организующий персонал – образованные люди (от учителя до священника).

- Дефицит женин и девушек на сцене (боязнь распущенности за кулисами и на сцене).

- Преобладание развлекательности в репертуаре, лубочно-примитивного стиля игры и амплуа «чудил».

- Обслуживание светских и церковных праздников (амурчик с крылышками и в пионерском галстуке на занавесах как символ сельской самодеятельности 1920-х гг.).

- Распространение агиток, живгазет и агитпропбригад (Красные рубахи) за коллективизацию с конца 1920-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: