Современная концепция рыночного управления экономикой страны основывается на нескольких положениях. В масштабах страны оно дополняет и старается компенсировать сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его, обеспечивает совместимость его функционирования с социально-экономическим развитием страны.
В последней четверти XX в. управление экономикой приобрело гибкость, впитало многие черты стратегического управления организациями. Основу управления составляет прогнозирование, учитывающее неопределенность и изменчивость мирового и национального развития.
Основные области управления — это экономическое и финансовое регулирование, политика заработной платы и социальной защиты, отраслевая и промышленная политика, региональная политика и управление государственными предприятиями.
Современная концепция управления организациями и предприятиями — это концепция стратегического управления, Она основывается на соединении маркетинговой концепции и внутрифирменного экономического управления, центральным звеном которого является управление финансами.
|
|
В современном государственном управлении большое значение имеет концепция повышения качества жизни и общественного благосостояния.
Современные концепции рыночного управления ориентированы на достижение конкурентных преимуществ в масштабах страны, сфер и отраслей, регионов, а также предприятий и организации. Вместе с тем и на государственном уровне, и на уровне конкурирующих коммерческих организаций развивается кооперация различного характера. Примерами ее могут служить соглашения и программы сотрудничества в создании новых наукоемких продуктов.
Лекция 2: «Сущность понятия «прогноз», его основные виды и этапы построения»
План
1. Сущность понятия «прогноз»
2. Основная классификация прогнозов
3. Этапы построения прогноза
1. Сущность понятия «прогноз»
Прогноз — это объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике основных параметров (показателей) анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы. Прогноз — это всегда набор возможных исходов (вариантов), сопровождаемый соответствующим спектром вероятностей каждого из них. В самом общем случае поливариантный прогноз строится, исходя из логической модели: «если..., то...», где «если...» подразумевает определенные предпосылки, допущения и принятые гипотезы, а «то...» — соответствующие прогнозные следствия, результаты.
|
|
Формулировка прогноза должна быть всегда четкой и ясной, не допускать каких-либо неожиданных толкований и измышлений, быть в строгом соответствии с поставленной задачей. Только при выполнении этих условий на практике можно объективно оценить научную доказательность и надежность разработанного прогноза, а также ответить на вопрос, о степени его надежности при сравнении с фактическим развитием событий по истечении прогнозного периода.
С учетом предпосылок и гипотез, принятых автором прогноза в процессе его разработки, он может быть одно— или многовариантным, причем в последнем случае каждый из вариантов должен иметь соответствующую оценку степени вероятности его исполнения. Чрезвычайно важно при этом осознавать, что объективная природа предвидения будущего позволяет утверждать, что одновариантный прогноз должен всегда рассматриваться лишь как частный случай при условии, что именно он является наиболее вероятным из всех других вариантов, принципиальная возможность которых, однако, объективно неизбежна.
Условия неопределенности, сопровождающие любые умозаключения и суждения, касающиеся будущего в развитии исследуемого явления, требуют, чтобы прогнозирование осуществлялось не в виде единственной жесткой последовательности оценки событий и факторов, а в форме гибкого поливариантного построения. Конечная цель прогнозирования — выделить наиболее вероятные, альтернативные пути развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состояний при данном уровне знаний о нем и закладываемых (сформулированных) в прогнозах предпосылках.
Принятие конкретного управленческого решения на основе того или иного варианта прогноза является, таким образом, ни чем иным, как аргументированным выбором лишь одного из возможных вариантов поведения в противовес чисто познавательному, пусть даже научно обоснованному академическому предвосхищению.
Практика свидетельствует, что в процессе разработки прогноза мирового рынка следует учитывать ряд предъявляемых к нему обязательных требований.
Во-первых, прогноз должен быть научно обоснованным и системным, т.е. разрабатываться на базе тщательного и всестороннего анализа «предыстории» и комплекса всех факторов, которые могут оказать существенное влияние на общую динамику рынка в прошлом, настоящем и в перспективе. Чрезвычайно важным в этой связи является правильный выбор периода предыстории, т.е. «базового периода», на протяжении которого исследуются и фиксируются основные определяющие тенденции, характеризующие сущность рынка. Именно правильность выбора, необходимого и вместе с тем достаточного по продолжительности «базового периода», в значительной мере предопределяют качество и надежность разрабатываемого прогноза.
Вполне очевидно, что «базовый период» должен быть достаточно продолжительным, чтобы можно было фиксировать основные закономерности и устойчивые тенденции, свойственные исследуемому объекту, и в то же время этот период не должен быть слишком большим с тем, чтобы новейшие факторы и последние события не терялись, не затушевывались слишком продолжительной предысторией: ведь именно роль последних часто является определяющей в формировании основных тенденций на перспективу. Принято считать, что применительно к мировому рынку соотношение между базовым и прогнозным периодом должно составлять не менее 3:1, хотя, как свидетельствует практика, в большинстве случаев это соотношение существенно больше.
Во-вторых, прогноз должен быть доказательным и воспроизводимым, т.е. тот же конечный прогнозный результат мог бы быть получен другим независимым разработчиком теми же или иными методами, но на базе той же исходной информации и принятых предпосылках и гипотезах, положенных в основу прогноза.
|
|
В-третьих, прогноз должен иметь альтернативный характер в строгом соответствии с принятыми предпосылками и гипотезами.
В-четвертых, прогноз должен регулярно корректироваться и обновляться в рамках прогнозного периода (горизонта) по мере поступления новейшей информации, т.е. сам процесс прогнозирования должен быть постоянным и непрерывным.
И, наконец, в-пятых, прогноз должен быть четко сформулирован и ясно изложен, без каких-либо неясностей и возможных противоречивых толкований его пользователями.