Концепции рыночного управления

Современная концепция рыночного управления экономикой стра­ны основывается на нескольких положениях. В масштабах страны оно дополняет и старается компенсировать сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его, обеспечивает совместимость его функ­ционирования с социально-экономическим развитием страны.

В последней четверти XX в. управление экономикой приобрело гибкость, впитало многие черты стратегического управления орга­низациями. Основу управления составляет прогнозирование, учитывающее неопределенность и изменчивость мирового и национального развития.

Основные области управления — это экономическое и финан­совое регулирование, политика заработной платы и социальной защиты, отраслевая и промышленная политика, региональная по­литика и управление государственными предприятиями.

Современная концепция управления организациями и предпри­ятиями — это концепция стратегического управления, Она осно­вывается на соединении маркетинговой концепции и внутрифир­менного экономического управления, центральным звеном кото­рого является управление финансами.

В современном государственном управлении большое значение имеет концепция повышения качества жизни и общественного бла­госостояния.

Современные концепции рыночного управления ориентирова­ны на достижение конкурентных преимуществ в масштабах страны, сфер и отраслей, регионов, а также предприятий и организации. Вместе с тем и на государственном уровне, и на уровне конкуриру­ющих коммерческих организаций развивается кооперация различ­ного характера. Примерами ее могут служить соглашения и програм­мы сотрудничества в создании новых наукоемких продуктов.


Лекция 2: «Сущность понятия «прогноз», его основные виды и этапы построения»

План

1. Сущность понятия «прогноз»

2. Основная классификация прогнозов

3. Этапы построения прогноза

1. Сущность понятия «прогноз»

Прогноз — это объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суж­дение о динамике основных параметров (показате­лей) анализируемого объекта и альтернативных ва­риантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосы­лок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы. Прогноз — это всегда набор возможных исходов (вариантов), сопровож­даемый соответствующим спектром вероятностей каждого из них. В самом общем случае поливари­антный прогноз строится, исходя из логической мо­дели: «если..., то...», где «если...» подразумевает оп­ределенные предпосылки, допущения и принятые гипотезы, а «то...» — соответствующие прогнозные следствия, результаты.

Формулировка прогноза должна быть всегда четкой и ясной, не допускать каких-либо неожиданных тол­кований и измышлений, быть в строгом соответствии с поставленной задачей. Только при выполнении этих условий на практике можно объективно оценить на­учную доказательность и надежность разработанного прогноза, а также ответить на вопрос, о степени его надежности при сравнении с фактическим развитием событий по истечении прогнозного периода.

С учетом предпосылок и гипотез, принятых авто­ром прогноза в процессе его разработки, он может быть одно— или многовариантным, причем в по­следнем случае каждый из вариантов должен иметь соответствующую оценку степени вероятности его исполнения. Чрезвычайно важно при этом осозна­вать, что объективная природа предвидения будуще­го позволяет утверждать, что одновариантный прог­ноз должен всегда рассматриваться лишь как част­ный случай при условии, что именно он является наиболее вероятным из всех других вариантов, принципиальная возможность которых, однако, объективно неизбежна.

Условия неопределенности, сопровождающие лю­бые умозаключения и суждения, касающиеся буду­щего в развитии исследуемого явления, требуют, чтобы прогнозирование осуществлялось не в виде единственной жесткой последовательности оценки со­бытий и факторов, а в форме гибкого поливариантно­го построения. Конечная цель прогнозирования — выделить наиболее вероятные, альтернативные пути развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состояний при данном уровне знаний о нем и закладываемых (сформулированных) в про­гнозах предпосылках.

Принятие конкретного управленческого решения на основе того или иного варианта прогноза являет­ся, таким образом, ни чем иным, как аргументированным выбором лишь одного из возможных вариан­тов поведения в противовес чисто познавательному, пусть даже научно обоснованному академическому предвосхищению.

Практика свидетельствует, что в процессе разработ­ки прогноза мирового рынка следует учитывать ряд предъявляемых к нему обязательных требований.

Во-первых, прогноз должен быть научно обосно­ванным и системным, т.е. разрабатываться на базе тщательного и всестороннего анализа «предыстории» и комплекса всех факторов, которые могут оказать существенное влияние на общую динамику рынка в прошлом, настоящем и в перспективе. Чрезвычайно важным в этой связи является правильный выбор пе­риода предыстории, т.е. «базового периода», на про­тяжении которого исследуются и фиксируются основ­ные определяющие тенденции, характеризующие сущность рынка. Именно правильность выбора, необ­ходимого и вместе с тем достаточного по продолжи­тельности «базового периода», в значительной мере предопределяют качество и надежность разрабатывае­мого прогноза.

Вполне очевидно, что «базовый период» должен быть достаточно продолжительным, чтобы можно было фиксировать основные закономерности и ус­тойчивые тенденции, свойственные исследуемому объекту, и в то же время этот период не должен быть слишком большим с тем, чтобы новейшие фак­торы и последние события не терялись, не затуше­вывались слишком продолжительной предысторией: ведь именно роль последних часто является опреде­ляющей в формировании основных тенденций на перспективу. Принято считать, что применительно к мировому рынку соотношение между базовым и прогнозным периодом должно составлять не менее 3:1, хотя, как свидетельствует практика, в большин­стве случаев это соотношение существенно больше.

Во-вторых, прогноз должен быть доказательным и воспроизводимым, т.е. тот же конечный прогнозный результат мог бы быть получен другим независимым разработчиком теми же или иными методами, но на базе той же исходной информации и принятых предпо­сылках и гипотезах, положенных в основу прогноза.

В-третьих, прогноз должен иметь альтернативный характер в строгом соответствии с принятыми пред­посылками и гипотезами.

В-четвертых, прогноз должен регулярно корректи­роваться и обновляться в рамках прогнозного перио­да (горизонта) по мере поступления новейшей ин­формации, т.е. сам процесс прогнозирования должен быть постоянным и непрерывным.

И, наконец, в-пятых, прогноз должен быть четко сформулирован и ясно изложен, без каких-либо не­ясностей и возможных противоречивых толкований его пользователями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: