Основной задачей данного этапа разработки бизнес-плана является анализ крупнейших производителей аналогичной продукции (услуги) с целью выработки тактики конкурентной борьбы.
Знание конкурентов – ключ к планированию будущего успеха в бизнесе.
Существует много способов анализа конкурентов. Можно приобрести продукцию конкурентов и проанализировать ее. Можно проанализировать сведения, полученные от клиентов ваших конкурентов. В любом случае важно объективно оценить сильные и слабые стороны конкурентов, удержаться от серьезной ошибки при составлении бизнес-плана – лакировки действительности.
Для этого необходимо собрать следующую информацию о своих конкурентах:
кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)?;
что представляет собой их продукция (услуга) (основные характеристики, уровень качества, сервис, дизайн, описание клиентов)?
в каком состоянии их дела: стабильны, на подъеме, спад (причины)?
каков объем продаж, дохода основных конкурентов?
каков уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов?
Ценовая политика?
много ли внимания конкуренты уделяют рекламе?
уровень финансового состояния конкурентов?
Собрав нужную информацию, необходимо сформулировать определяющие факторы конкурентоспособности (в порядке убывающей значимости) и рассчитать ее количественные параметры (табл. 9, 10).
Таблица 9
Факторы конкурентоспособности
Таблица 10
Расчет конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности | Весо-мость парамет-ра | Ваш бизнес | Конкуренты | ||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | |||||||
1. Качество | 0,20 | 0,9 | 0,18 | 0,9 | 0,18 | 0,7 | 0,14 | 0,4 | 0,08 |
2. Уровень цены | |||||||||
3.Местонахождение | |||||||||
4. Ассортимент | |||||||||
где весомость параметра;
ранжированное значение параметра (до 1);
- показатели конкурентоспособности.
В заключении следует сделать вывод о конкурентных преимуществах, исходя из следующей шкалы:
если преимущества над конкурентами выше лишь на 30 %, это означает, что товары и услуги данного предприятия имеют низкую конкурентоспособность;
в пределах 30-50% - относительно устойчивое положение на рынке;
50-70% - успешная конкуренция на рынке;
а свыше 70% - контроль над рынком данной продукции (услуги).